23.01.2017 Автор: AUA group

Индикаторы устойчивого развития Алматы

 

В 1970-ых годах XX века человечество, столкнувшись с глобальными изменениями в окружающей среде, начало разработку новой концепции устойчивого развития. Впервые термин прозвучал в 1972 году на Первой Всемирной Конференции ООН по окружающей среде в Стокгольме.

Устойчивое развитие (англ. sustainable development  самоподдерживаемое развитие) означает такое развитие общества, при котором условия жизни человека улучшаются, но воздействие на окружающую среду сохраняется в рамках адекватных норм, то есть удовлетворение потребностей живущего поколения осуществляется без ущерба для будущих.

Большинство стран мира поддерживают переход к устойчивому развитию, поддерживает его и Казахстан. Это похвальное обязательство диктует нам необходимость учета экологического фактора в системе основных показателей развития.

Социально-экономические показатели, такие как Валовой региональный продукт (ВРП), доля внешних инвестиций и так далее, не могут отражать экологическую ситуацию, а значит и качество жизни в целом, и за их формальным ростом может скрываться риск экологического бедствия. В мире существуют различные системы индикаторов устойчивого развития, включающие в себя различные показатели. Их разработали и ведут регулярный мониторинг исполнения международные организации и союзы: ООН, Всемирный Банк, ОЭСР, Европейский союз*.

Что такое индикаторы устойчивого развития?

Система индикаторов устойчивого развития, предложенная Комиссией ООН по устойчивому развитию (КУР ООН) и принятая всеми ее странами, состоит из 132 индикаторов и трех уровней: социального, экономического и экологического. Социальные индикаторы включают в себя 5 разделов, экономические 3 раздела, и самый большой блок экологический содержит 5 разделов с 9 подразделами: водные ресурсы; земельные ресурсы; леса и биологическое разнообразие; а также атмосфера и отходы. Из них показатели с 68-го по 125-ый   то есть 57 индикаторов, – посвящены экологии. Каждый из этих разделов включает в себя конкретные индикаторы и их показатели, которых должна придерживаться каждая страна.**

Индикатор это показатель, позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной. Продуманная система индикаторов обеспечивает равномерное развитие города.** Другими словами, целевой индикатор  это цифра, показатель, который нельзя превышать или к которой наоборот нужно стремиться в конкретной сфере деятельности.

“Индикатор является инструментом для поддержки решений и планирования, а также выполняет важную коммуникативную функцию. Например, индикаторы состояния окружающей среды информируют общественность и привлекают внимание к определенным экологическим угрозам. Они часто мобилизуют людей для самостоятельного принятия необходимых мер или обращения за помощью к представителям властей или частных компаний”.**

Например, система индикаторов устойчивого развития для России состоит из двух уровней: экологии и экономики, причем экология на первом месте. Этот раздел включает в себя атмосферу, землю, пресную воду и биоразнообразие с описанием подкатегорий, по которым выведены конкретные цифры, которые покажут развитие, те самые индикаторы. Таких подкатегорий к экологической сфере 21.

Что говорят об экологии стратегии Казахстана?

Нетрудно заметить, что в последних озвученных документах развития в Казахстане отдается приоритет экономическим и отчасти социальным задачам, а также реформированию институтов, которые пока зарекомендовали себя, как формальные. Отражением этой ситуации, на наш взгляд, стала «деэкологизация» государственного управления: игнорирование экологического фактора получило свое отражение в планах развития страны и правительственных программах.

Например, в послании президента 2016 года основным глобальным вызовом стала экономика. Четыре перечисленные вызова вопросы глобального финансового кризиса, замедление экономического роста, падение нефтяных доходов и давление политических факторов на экономику исключили  ухудшение экологической ситуации и истощение природных ресурсов.

Новая социальная политика, которая оговаривает повышение качества жизни людей и выполнение социальных обязательств перед уязвимыми слоями населения и “бюджетниками”, заняла лишь пятое место. Важным пунктом послания также стала новая социальная политика, которая говорит о необходимости инвестиций в социальный капитал то есть в граждан страны. Однако, здесь также не были упомянуты экологические условия жизни граждан.

Рассмотрим еще один документ, на который возлагаются надежды развития: “План нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ Н.Назарбаева”. Важно уточнить, что данный документ считается основополагающим “ответом на глобальные внутренние вызовы и одновременно планом нации по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях”. Тридцаткой развитых стран в свою очередь считается Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят развитые страны, признающие принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Пять президентских реформ, изложенные здесь, это Формирование современного государственного аппарата, Обеспечение верховенства закона, Индустриализация и экономический рост, Нация единого будущего и Транспарентное подотчетное государство. К сожалению, экология не удостоена самостоятельного направления деятельности.

В последнем пункте Транспарентное подотчетное государство мы видим формы, через которые общество могло бы поднимать важные проблемы, в том числе и экологические, это общественные советы, самоуправление, консультативно-совещательные органы и так далее. Но, тем не менее, слово “экология” ни разу не упомянуто в документе, как концепт или направление мысли, требующее пристального внимания.

От национального уровня к городскому

Можно подумать, что экологические переживания нашей страны отражены в локальных программах, а крупные стратегии ориентированы на международное и, в большей части наверное, инвесторское сообщество. Но нет: игнорирование экологического фактора получило свое отражение и в правительственных программах, и в планах развития регионов и городов. Программа развития “Алматы-2020” яркий тому пример.*

Подобная расстановка приоритетов вызывает много вопросов, принимая во внимание тот факт, что в период с 2011-2016 год в Алматы, по данным Казгидромет, наблюдается постоянное многократное превышение ПДК таких показателей, как диоксид азота (NO2) и формальдегид, что оказывает негативное влияние на здоровье жителей города.

Но создание “комфортного, безопасного и социально-ориентированного города”, как говорится в программе Алматы-2020, невозможно без должного внимания к его экологической составляющей, так как это ключевой фактор, обеспечивающий его социальную и экономическую жизнеспособность.

Экологические индикаторы в программе развития Алматы

Цели программы  “Алматы - 2020”:

  • Понижение уровня атмосферного загрязнения;
  • Создание современной системы управления и переработки отходов и обеспечение надлежащего санитарного состояния городских территорий;
  • Благоустройство и озеленение города;
  • Экологическая реабилитация малых рек, водных объектов города Алматы.                                         

Стоит обратить внимание на то, что эти цели появились в программе благодаря активной позиции экологических НПО города, в первоначальной версии программы их не было.

Программа “Алматы 2020” включает в себя только 3 целевых индикатора в области экологии. Вспомним, для сравнения, что система ООН включает в себя 57 индикаторов, а российская 21 индикатор.

Целевые индикаторы Алматы в области экологии:

  • Объем нормативных выбросов загрязняющих веществ:
    • в 2020 году выбросы в атмосферный воздух не должны превышать 0,1 млн. т;
    • сбросы в водные объекты не предусмотрены.
  • Доля утилизации твердых бытовых отходов к их образованию составит 8%;
  • Охват населения услугами по сбору и транспортировке отходов составит 100%.

Такие индикаторы, как снижение нормативных выбросов загрязняющих веществ до 0,1 млн.тонн, не гарантируют приведения качества воздуха в городе в соответствие с нормами ПДК. В данном вопросе очень важную роль играют системы мониторинга качества воздуха и воды, которые в данный момент в Алматы работают неэффективно.

Радует, что в программе также есть целевые индикаторы из других сфер, которые оказывают прямое влияние на экологическую ситуацию в городе. Например, количественные целевые показатели по развитию городской транспортной инфраструктуры и общественному транспорту:

  • Доля автомобильных дорог местного значения находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии составит 80%;
  • Доля общественного транспорта в общем пассажиропотоке города составит 48%.

Опасение вызывают индикаторы вроде  “темп роста объема строительных работ за пять лет составит 134%” учитывая, что фоновое загрязнение, как мы уже писали, во много раз превышает городские гигиенические нормативы уже на протяжении более 5 лет.

Важно, что также есть целевые индикаторы в области здравоохранения, являющиеся косвенными индикаторами состояния окружающей среды:

  • Снижение материнской смертности на 100 тыс. родившихся живыми на 23%;
  • Снижение младенческой смертности на 1000 родившихся живыми на 40%;
  • Смертность от злокачественных новообразований останется на уровне показателя 2015 года в связи с ростом населения по присоединенным территориям.

Список этих индикаторов надо активно мониторить и расширять.

К сожалению, наряду с количественными индикаторами совершенно отсутствуют качественные. И безотносительно к масштабу задачи, любой менеджер скажет, что количественные индикаторы без качественных и мультипликативных свидетельствуют о том, что руководители задачи не видят ее результат.

Что делать?

Конечно, разработать систему детальных индикаторов развития в целом, и в экологической сфере в частности, приближающую нас к качеству современных городов, а также принять ее как можно скорее.

Это диктует не только зародившийся спрос самих горожан на чистый город, но и роль города Алматы в Центральной Азии, который позиционируется как настоящий и будущий мировой туристский центр.

Вспомним, что здесь прошла Зимняя Азиада 2011, прямо сейчас проходит Зимняя Универсиада 2017, а летом этого года в Астане пройдет международная выставка EXPO, которая, несомненно, привлечет гостей и в Южную столицу.  Кроме успешных ивентов давайте также вспомним, как Алматы проиграл конкурс на право проведения Олимпиады 2022 года.

“В Алматы воздух загрязнен, особенно в зимние месяцы, и нынешний уровень загрязнения атмосферы может повлиять на спортсменов и участников Олимпийских игр”, было заявлено в отчете оценочной комиссии Международного Олимпийского комитета. Таким образом, индикаторы это наши “помощники”, которые будут замерять улучшение ситуации и ориентировать нас на пути развития. Это также тот документ, который можно будет показать любой международной комиссии, чтобы доказать, что ситуация улучшается.

В мире существует различные системы индикаторов устойчивого развития: системы индикаторов Организации экономического  сотрудничества и развития (ОЭСР), Комиссии по устойчивому развитию ООН и другие. Указанные две системы индикаторов позволяют обеспечить более устойчивый подход к развитию территорий.

Так как внедрение полного списка индикаторов устойчивого развития требует времени, внедрять его можно постепенно и на первом этапе внедрить список важнейших, используя, например, следующий пример Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

 

Тема

Индикаторы



Индикаторы ресурсов: сохраняем ли мы наши ключевые ресурсы?

Природные ресурсы

 

Качество воздуха

Выбросы парниковых газов, выбросы CO2 и NOx

Водные ресурсы

Интенсивность использования водных ресурсов (забор пресных вод/ использование возобновляемых источников)

Энергоресурсы

Потребление энергоресурсов

Биоразнообразие

Доля охраняемых территорий от общей территории

Экономические ресурсы

 

Произведенные активы

Чистые запасы капитала

Научно-исследовательский капитал

Прирост многофакторной производительности

Финансовый капитал

Чистые иностранные активы и платежный баланс

Человеческий капитал

 

Фонд человеческого капитала

Доля населения с средне-специальной и высшей квалификацией (образованием)

Инвестиции в человеческий капитал

Расходы на образование

Обесценивание человеческого капитала

Уровень безработицы

 

Индикаторы конечного результата: удовлетворяем ли мы текущие потребности?

Потребление

Конечное потребление домохозяйств

Интенсивность производства муниципальных отходов

Распределение доходов

Коэффициент Джини*

Здоровье

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Качество воздуха в городах

Сведения о трудоустройстве/ занятость

Соотношение занятости к численности населения

Образование

Уровень участия в образовании

 

* Показатель, характеризующий степень отклонения фактического распределения доходов от абсолютного равенства или абсолютного неравенства;

**Источник: ОЭСР: Устойчивое развитие: Ключевые проблемы, https://www.oecd.org/std/35407580.pdf

 

Использованные источники:

* Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты)

**Индексы и индикаторы устойчивого развития, Тарасова Н. П., член-корр. РАН, проф., Кручина Е. Б., к.э.н.

*** Программа развития «Алматы – 2020», Приложение к решению маслихата города Алматы от 10 декабря 2015 года № 394.

Поделитесь статьей

Подпишитесь на нашу рассылку

Вы успешно подписались!

Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.

Рекомендуемые статьи

Популярное

Данная публикация была выпущена в рамках проекта при финансовой/экспертной поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.

Партнеры проекта
© Common Sense, AUA group, 2016
Все права защищены
Пользовательское соглашение