Напишите свои данные и мы с вами свяжемся
С вами свяжутся в ближайшее время
В 1970-ых годах XX века человечество, столкнувшись с глобальными изменениями в окружающей среде, начало разработку новой концепции – устойчивого развития. Впервые термин прозвучал в 1972 году на Первой Всемирной Конференции ООН по окружающей среде в Стокгольме.
Устойчивое развитие (англ. sustainable development – самоподдерживаемое развитие) означает такое развитие общества, при котором условия жизни человека улучшаются, но воздействие на окружающую среду сохраняется в рамках адекватных норм, то есть удовлетворение потребностей живущего поколения осуществляется без ущерба для будущих.
Большинство стран мира поддерживают переход к устойчивому развитию, поддерживает его и Казахстан. Это похвальное обязательство диктует нам необходимость учета экологического фактора в системе основных показателей развития.
Социально-экономические показатели, такие как Валовой региональный продукт (ВРП), доля внешних инвестиций и так далее, не могут отражать экологическую ситуацию, а значит и качество жизни в целом, и за их формальным ростом может скрываться риск экологического бедствия. В мире существуют различные системы индикаторов устойчивого развития, включающие в себя различные показатели. Их разработали и ведут регулярный мониторинг исполнения международные организации и союзы: ООН, Всемирный Банк, ОЭСР, Европейский союз*.
Что такое индикаторы устойчивого развития?
Система индикаторов устойчивого развития, предложенная Комиссией ООН по устойчивому развитию (КУР ООН) и принятая всеми ее странами, состоит из 132 индикаторов и трех уровней: социального, экономического и экологического. Социальные индикаторы включают в себя 5 разделов, экономические – 3 раздела, и самый большой блок – экологический – содержит 5 разделов с 9 подразделами: водные ресурсы; земельные ресурсы; леса и биологическое разнообразие; а также атмосфера и отходы. Из них показатели с 68-го по 125-ый – то есть 57 индикаторов, – посвящены экологии. Каждый из этих разделов включает в себя конкретные индикаторы и их показатели, которых должна придерживаться каждая страна.**
Индикатор – это показатель, позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной. Продуманная система индикаторов обеспечивает равномерное развитие города.** Другими словами, целевой индикатор – это цифра, показатель, который нельзя превышать или к которой наоборот нужно стремиться в конкретной сфере деятельности.
“Индикатор является инструментом для поддержки решений и планирования, а также выполняет важную коммуникативную функцию. Например, индикаторы состояния окружающей среды информируют общественность и привлекают внимание к определенным экологическим угрозам. Они часто мобилизуют людей для самостоятельного принятия необходимых мер или обращения за помощью к представителям властей или частных компаний”.**
Например, система индикаторов устойчивого развития для России состоит из двух уровней: экологии и экономики, причем экология на первом месте. Этот раздел включает в себя атмосферу, землю, пресную воду и биоразнообразие с описанием подкатегорий, по которым выведены конкретные цифры, которые покажут развитие, – те самые индикаторы. Таких подкатегорий к экологической сфере 21.
Что говорят об экологии стратегии Казахстана?
Нетрудно заметить, что в последних озвученных документах развития в Казахстане отдается приоритет экономическим и отчасти социальным задачам, а также реформированию институтов, которые пока зарекомендовали себя, как формальные. Отражением этой ситуации, на наш взгляд, стала «деэкологизация» государственного управления: игнорирование экологического фактора получило свое отражение в планах развития страны и правительственных программах.
Например, в послании президента 2016 года основным глобальным вызовом стала экономика. Четыре перечисленные вызова – вопросы глобального финансового кризиса, замедление экономического роста, падение нефтяных доходов и давление политических факторов на экономику – исключили ухудшение экологической ситуации и истощение природных ресурсов.
Новая социальная политика, которая оговаривает повышение качества жизни людей и выполнение социальных обязательств перед уязвимыми слоями населения и “бюджетниками”, заняла лишь пятое место. Важным пунктом послания также стала новая социальная политика, которая говорит о необходимости инвестиций в социальный капитал – то есть в граждан страны. Однако, здесь также не были упомянуты экологические условия жизни граждан.
Рассмотрим еще один документ, на который возлагаются надежды развития: “План нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ Н.Назарбаева”. Важно уточнить, что данный документ считается основополагающим “ответом на глобальные внутренние вызовы и одновременно планом нации по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях”. Тридцаткой развитых стран в свою очередь считается Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят развитые страны, признающие принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.
Пять президентских реформ, изложенные здесь, – это Формирование современного государственного аппарата, Обеспечение верховенства закона, Индустриализация и экономический рост, Нация единого будущего и Транспарентное подотчетное государство. К сожалению, экология не удостоена самостоятельного направления деятельности.
В последнем пункте – Транспарентное подотчетное государство – мы видим формы, через которые общество могло бы поднимать важные проблемы, в том числе и экологические, – это общественные советы, самоуправление, консультативно-совещательные органы и так далее. Но, тем не менее, слово “экология” ни разу не упомянуто в документе, как концепт или направление мысли, требующее пристального внимания.
От национального уровня – к городскому
Можно подумать, что экологические переживания нашей страны отражены в локальных программах, а крупные стратегии ориентированы на международное и, в большей части наверное, инвесторское сообщество. Но нет: игнорирование экологического фактора получило свое отражение и в правительственных программах, и в планах развития регионов и городов. Программа развития “Алматы-2020” яркий тому пример.*
Подобная расстановка приоритетов вызывает много вопросов, принимая во внимание тот факт, что в период с 2011-2016 год в Алматы, по данным Казгидромет, наблюдается постоянное многократное превышение ПДК таких показателей, как диоксид азота (NO2) и формальдегид, что оказывает негативное влияние на здоровье жителей города.
Но создание “комфортного, безопасного и социально-ориентированного города”, как говорится в программе Алматы-2020, невозможно без должного внимания к его экологической составляющей, так как это ключевой фактор, обеспечивающий его социальную и экономическую жизнеспособность.
Экологические индикаторы в программе развития Алматы
Цели программы “Алматы - 2020”:
Стоит обратить внимание на то, что эти цели появились в программе благодаря активной позиции экологических НПО города, в первоначальной версии программы их не было.
Целевые индикаторы Алматы в области экологии:
Такие индикаторы, как снижение нормативных выбросов загрязняющих веществ до 0,1 млн.тонн, не гарантируют приведения качества воздуха в городе в соответствие с нормами ПДК. В данном вопросе очень важную роль играют системы мониторинга качества воздуха и воды, которые в данный момент в Алматы работают неэффективно.
Радует, что в программе также есть целевые индикаторы из других сфер, которые оказывают прямое влияние на экологическую ситуацию в городе. Например, количественные целевые показатели по развитию городской транспортной инфраструктуры и общественному транспорту:
Важно, что также есть целевые индикаторы в области здравоохранения, являющиеся косвенными индикаторами состояния окружающей среды:
Список этих индикаторов надо активно мониторить и расширять.
К сожалению, наряду с количественными индикаторами совершенно отсутствуют качественные. И безотносительно к масштабу задачи, любой менеджер скажет, что количественные индикаторы без качественных и мультипликативных свидетельствуют о том, что руководители задачи не видят ее результат.
Что делать?
Конечно, разработать систему детальных индикаторов развития в целом, и в экологической сфере в частности, приближающую нас к качеству современных городов, а также принять ее как можно скорее.
Это диктует не только зародившийся спрос самих горожан на чистый город, но и роль города Алматы в Центральной Азии, который позиционируется как настоящий и будущий мировой туристский центр.
Вспомним, что здесь прошла Зимняя Азиада 2011, прямо сейчас проходит Зимняя Универсиада 2017, а летом этого года в Астане пройдет международная выставка EXPO, которая, несомненно, привлечет гостей и в Южную столицу. Кроме успешных ивентов давайте также вспомним, как Алматы проиграл конкурс на право проведения Олимпиады 2022 года.
В мире существует различные системы индикаторов устойчивого развития: системы индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Комиссии по устойчивому развитию ООН и другие. Указанные две системы индикаторов позволяют обеспечить более устойчивый подход к развитию территорий.
Так как внедрение полного списка индикаторов устойчивого развития требует времени, внедрять его можно постепенно и на первом этапе внедрить список важнейших, используя, например, следующий пример Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Тема |
Индикаторы |
Индикаторы ресурсов: сохраняем ли мы наши ключевые ресурсы? |
|
Природные ресурсы |
|
Качество воздуха |
Выбросы парниковых газов, выбросы CO2 и NOx |
Водные ресурсы |
Интенсивность использования водных ресурсов (забор пресных вод/ использование возобновляемых источников) |
Энергоресурсы |
Потребление энергоресурсов |
Биоразнообразие |
Доля охраняемых территорий от общей территории |
Экономические ресурсы |
|
Произведенные активы |
Чистые запасы капитала |
Научно-исследовательский капитал |
Прирост многофакторной производительности |
Финансовый капитал |
Чистые иностранные активы и платежный баланс |
Человеческий капитал |
|
Фонд человеческого капитала |
Доля населения с средне-специальной и высшей квалификацией (образованием) |
Инвестиции в человеческий капитал |
Расходы на образование |
Обесценивание человеческого капитала |
Уровень безработицы |
Индикаторы конечного результата: удовлетворяем ли мы текущие потребности? |
|
Потребление |
Конечное потребление домохозяйств Интенсивность производства муниципальных отходов |
Распределение доходов |
Коэффициент Джини* |
Здоровье |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении Качество воздуха в городах |
Сведения о трудоустройстве/ занятость |
Соотношение занятости к численности населения |
Образование |
Уровень участия в образовании |
* Показатель, характеризующий степень отклонения фактического распределения доходов от абсолютного равенства или абсолютного неравенства;
**Источник: ОЭСР: Устойчивое развитие: Ключевые проблемы, https://www.oecd.org/std/35407580.pdf
Использованные источники:
* Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты)
**Индексы и индикаторы устойчивого развития, Тарасова Н. П., член-корр. РАН, проф., Кручина Е. Б., к.э.н.
*** Программа развития «Алматы – 2020», Приложение к решению маслихата города Алматы от 10 декабря 2015 года № 394.
Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.