04.10.2016 Автор: AUA group

Доктор Дафна B. Моффетт: «Качество воздуха должно стать приоритетом»

Доктор Дафна B. Моффетт, региональный директор Центра по контролю и профилактике заболеваний по Центральной Азии, рассказывает о том, что такое «вредный» озон и почему необходимо вести за ним наблюдения; какие источники загрязнений воздуха наиболее опасны и как их отслеживают в других странах; и что можно делать, чтобы улучшить воздух в своем городе.

- Не могли бы вы рассказать нам больше о работе, которую вы делаете?

- Моя работа на самом деле сосредоточена не только на воздействии загрязненного воздуха на здоровье людей. У CDC достаточно обширная миссия – мы работаем по вопросам общественного здравоохранения во всем мире и по всему спектру. Здесь мы тесно работаем с правительством по всем вопросам: от инфекционных заболеваний до этого конкретного вопроса – зависимость здоровья человека от качества воздуха. У нас здесь есть программы по ВИЧ, гриппу, а также обучение медицинских работников и эпидемиологов, лаборантов. Мы также работаем с правительством по вопросам лабораторной реформы. Оцениваем централизацию лабораторных функций, а также квалификацию и сертификацию лабораторий, выдачу международных сертификатов. У нас также есть некоторые более конкретные области заболеваний, такие как геморрагическая лихорадка Крым-Конго и возникшая проблема с сибирской язвой. Мы работаем в тесном сотрудничестве с Министерством здравоохранения, с Министерством сельского хозяйства, а также с Центром сертификации клинических испытаний, смотрим на руководства по клинической практике, убеждаемся, что отчетность на высшем уровне, что есть возможности проверять и подтверждать клинические диагнозы лабораторными методами. Сфера нашей деятельности в этом плане достаточно обширна.

- Как давно вы здесь живете?

- Я живу здесь чуть больше года. Мы переехали сюда из Дар-эс-Салам, Танзания, где работали в течение двух лет. До этого я жила в Атланте, штат Джорджия, но работала в международных проектах. В течение трех лет работала на Гаити, до этого в Сьерра-Леоне, Южном Судане и многих других местах.

- Расскажите, пожалуйста, что в современном мире подразумевается под «качеством воздуха»?

- Во-первых, хочу отметить, что стандарты качества атмосферного воздуха не обязательно одинаковые по всему миру. Когда мы говорим о стандартах качества воздуха, одной из проблем является то, что в разных странах это означает разные вещи, отслеживаются разные загрязняющие вещества. Есть много различных факторов, от которых зависит качество воздуха – от географии и климата до типа экономических отраслей, действующих в регионе. Но когда мы непосредственно говорим о качестве воздуха, на самом деле мы имеем в виду то, насколько комфортно людям дышится, не чувствуют ли они, скажем, что им приходится «хватать воздух ртом», не случается ли им чувствовать тяжесть при дыхании.

- Какова ситуация с качеством воздуха в мире в наше время?

- В Соединенных Штатах качество воздуха чрезвычайно разнится, в зависимости от того, где вы находитесь. Например, в некоторых штатах есть очень активные сообщества, которые работают с правительством, как на местном, так и на федеральном уровнях касательно вопросов качества воздуха и здоровья населения. С точки зрения стран, в которых я работала, – а это Африка, Гаити, теперь и Казахстан – большой проблемой, на мой взгляд, являются люди, которые постоянно что-то жгут. Все что угодно и где угодно – на обочине дорог, во дворах. При этом выделяются чрезвычайно вредные вещества. В США тоже есть люди, которые сжигают листья или пластик – все то, от чего требуется избавиться. Вполне возможно, что этот вид «бытового» загрязнения вносит больший вклад в содержание таких веществ, как диоксиды, в некоторых городах в США, чем скажем, загрязнение автомобильными выхлопами.

- А как насчет статистических данных? Есть ли какие-либо доказательства воздействия открытого горения на качество воздуха?

- Существует отличное исследование, которое я хотела бы упомянуть. Оно основано на данных из нескольких стран, но, к сожалению, ни одна из стран Центральной Азии не приняла участия в нем. Исследование определяет вклад различных источников загрязнения в общее количество твердых частиц размером 2,5 микрометров в воздухе. Далее авторы проверили, исходит ли основное загрязнение от автотранспорта, промышленности, каких-либо бытовых источников или, быть может, от естественных источников или и вовсе от «неизвестного» источника. Процентное соотношение загрязнений, исходящих от всех этих различных источников, отличаются от страны к стране.

Основная сложность проблемы загрязнения атмосферного воздуха заключается в том, что оно хоть и имеет локальный характер, последствия у него глобальные. Здесь все аналогично загрязнению водных ресурсов – единичное загрязнение, в конце концов, распространится повсеместно и затронет всю систему. Мне кажется интересным то, что в этой сфере до сих пор не разработаны общие международные стандарты, которых следовало бы придерживаться. Каждая страна определяет свои собственные стандарты, а проблема заключается в том, что для загрязнителей не существует никаких границ. Из 17 целей устойчивого развития, которые были разработаны (в Рио-де-Жанейроприм. AUA), 5 или 6 имеют что-то, относящееся к проблеме загрязнения атмосферного воздуха. Однако, этот документ по сути не взывает к решению именно этой проблемы.

- Каковы основные отличия Казахстанского подхода к контролю качества воздуха и подхода других государств?

- Это довольно сложный вопрос. Я не могу с точностью выделить разницу между тем, что делается в Алматы и в других городах мира по части контроля за загрязнениями. Некоторые меры очень схожи, по крайней мере, те, которые практикуют в Алматы.

Наличие программы мониторинга выбросов для автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей – это очень важная мера. В акимате Алматы говорили, что подобный инструмент контроля у вас существует.

Могу привести в пример США: некоторые штаты имеют свои собственные средства управления; они самостоятельно решают: следовать федеральному регулированию или вводить дополнительные местные правила. В штате Джорджия вы должны зарегистрировать свой автомобиль и каждый год проходить проверку выхлопных газов. В случае несоответствия нормативам, у вас есть около 30 дней для того, чтобы исправить это. В противном случае местными органами управления будет выписан штраф, вплоть до изъятия водительских прав.

Еще одна мера, которую я хотела бы отметить, – это кампании по сокращению времени, проведенного на «холостом ходу» для автомобилей. В Соединенных Штатах они достаточно весомы, в частности, для школьных автобусов и для родителей, ожидающих своих детей у школ. Существуют такие движения, как «Выключи автомобиль», «Не прогревай автомобиль», «Не охлаждай автомобиль» на холостом ходу. Если собираетесь ехать, садитесь в авто и езжайте – не сидите с заведенным мотором просто так. К пример, в Массачусетсе было замечено сокращение числа автомобилей, стоящих с заведенным мотором.

- Кто обычно стоит за подобными кампаниями?

- Некоторые из этих кампаний утверждены в законодательном порядке, другие являются рекомендациями либо постановлениями штата/города, а некоторые были инициативой родителей школьников. На школьном собрании родители сказали: «Мы обеспокоены нашим здоровьем и здоровьем наших детей». Фактически, эти родители и протолкнули эту инициативу – встречались с другими родителями, потом обратились к водителям школьных автобусов: «Мы хотим, чтобы вы глушили мотор». Это пример влияния общественности, не законодательных мер.

Есть несколько примеров, которые хорошо зарекомендовали себя в разных местах в США: сети массового транзита, своего рода системы совместного проезда. Опять же, это были крупные компании или даже города, которые собрались и решили, что при существующих заторах люди не в состоянии передвигаться в пределах разумного времени. Они создали веб-сайты и платформы, на которых люди могут находить себе попутчиков. Я знаю, что в Андовере, штат Массачусетс, это было действительно эффективным.

Еще один пример своего рода сотрудничества частных и общественных инициатив: бизнесмены указывают в своих контрактах требования к поставщикам, чтобы все их автомобили с дизельными двигателями были оснащены сертифицированными датчиками, контролирующими размер выбросов. В противном случае, они не смогут выполнять работу по контракту. Это то, что могут делать люди, владеющие своим бизнесом. Это эффективные стратегии. Существует множество способов, которыми люди могут добиться перемен.

Находите альтернативный вид передвижения, попутчиков или пользуйтесь общественным транспортом. Объединяйте ваши вылазки и пытайтесь сделать все дела в одну поездку. Убедитесь, что ваши шины накачаны – это влияет на потребление топлива; заправляйте автомобиль на рассвете, когда прохладно, а не в полуденную жару. Для тех, у кого хозяйство или лужайки, – не сжигайте свои отходы, компостируйте их на заднем дворе и используйте как удобрения в вашем саду. Выбирайте экологически безопасные краски, имеющие зеленую маркировку, так как другие могут содержать вредные вещества, рассеивающиеся в атмосферу. 

- А как насчет углеродного следа? Существуют ли калькуляторы / программы, несложные в использовании, которые помогут рассчитать личный вклад человека в загрязнение среды? Насколько они полезны?

- Одной из рекомендаций для программ управления качеством воздуха является информирование населения, открытый доступ к информации. Систематический учет веществ-загрязнителей является мерой, неоднократно доказавшей свою эффективность. Имея эту информацию, люди могут обозначить свои стратегии по сокращению загрязнений. С точки зрения приложений и калькуляторов – они безусловно могут повысить интерес общественности к этим процессам.  Как например эти FIT-биты – они стали очень популярны. Людям стало интересно знать, сколько шагов они делают. Есть люди, которым интересно измерять свой углеродный след – сколько они проездили в автомобиле, сколько они летают. Некоторые из них пытаются сократить количество поездок, дабы снизить свой вклад в выбросы углекислого газа. Есть также приложения, с помощью которых можно посмотреть качество воздуха. К сожалению, Казахстан не включен в те международные платформы, что я нашла. Тем не менее, многие страны включают свои данные – вам нужно только ввести название своего города, и приложение показывает прогнозируемое качество воздуха на этот день. Конечно, не все города представлены, но все же это обширная сеть. Я знаю, что Канада, США, Англия активно используют подобные платформы.

- За какими веществами рекомендуется наблюдать в городах?

 - Основные загрязняющие вещества, которые обычно отслеживают – это озон, твердые частицы, которые иногда делятся на ТЧ-2,5 и ТЧ-10, оксиды серы, оксиды азота, окиси углерода и свинца. Правда, в некоторых местах фактически прекратили мониторинга свинца, в основном там, где категорически запрещено использование свинце-содержащего топлива любого вида.

Например, Агентство по охране окружающей среды США (EPA) определяет качество воздуха посредством вычисления AQI (air quality index – индекс качества воздуха – прим. AUA), для которого используются показатели пяти основных загрязнителей, которые регулируются Законом о чистом воздухе (Clean Air Act).  Также они следят за концентрациями приземного озона.  EPA установила государственные стандарты/нормативы для этих веществ. Для отображения качества воздуха используется цветовая градация, и далее происходит информирование населения, например «сегодня в городе N индекс качества воздуха находится в пределах зеленой линейки». И это не только для городов, но иногда и для отдельных районов внутри города.  

- Почему так важно отслеживать концентрации приземного озона? В чем разница между озоновым слоем в высоких слоях атмосферы и озоном на уровне земли?

- Озон в стратосфере выполняет защитную функцию – он отражает и фильтрует ультрафиолетовое излучение. Говоря же о приземном озоне, здесь мы имеем в виду выбросы из выхлопных труб и продукты химических реакций под воздействием солнечных лучей. Все эти оксиды азота, углероды и прочие выбросы в конечном итоге приводят к появлению смога, а это плохой озон, стелющийся в низких слоях атмосферы.  Поскольку именно солнечный свет способствует этим химическим реакциям, всякий раз, когда снаружи солнечно, количество озона увеличивается. Озон очень опасен и чреват серьезными последствиями для здоровья людей. Многочисленные исследования показали, что озон воздействует на все системы организма.  Для примера, с присутствием озона в приземном слое атмосферы связываются преждевременная смерть вследствие увеличения хронических обструктивных болезней легких, приступы астмы, одышка, увеличение респираторных инфекций. Именно поэтому мониторингу озона уделяют столько внимания. 

Из вашего опыта проживания в Алматы, как вы думаете, каким может быть содержание озона в воздухе? Почему власти города не отслеживают этот загрязнитель?

- Я думаю, что в Алматы наблюдения ведутся за теми веществами, за которыми решили вести наблюдения в «Казгидромет». У них есть свой список веществ. Конечно, если бы они следили за озоном или решили бы отслеживать ТЧ-2,5 и ТЧ-10, можно было бы сравнить эти данные с рекомендованными безопасными уровнями (ПДК – прим. AUA) и увидеть, есть ли превышения.  Но даже если мониторинга за этими конкретными веществами не ведется, можно смотреть на данные по другим веществам, и после определить какие возможные эффекты подобные концентрации могут навлечь на человека. Большинство стран решило, что озон и твердые частицы должны стать приоритетными для наблюдений. Касательно второй части вопроса, «почему в Алматы не отслеживают озон» – на это я не могу дать точного ответа. Понятно, что качество воздуха здесь оставляет желать лучшего, и в зависимости от времен года тоже. Над городом висит явная коричневая дымка, и то, что много людей страдает от постоянного кашля, тоже не секрет.

- Какие болезни связывают с загрязненным воздухом?

- Самые различные: от диабета до сердечно-сосудистых заболеваний. Проводились исследования, которые показали, что преждевременная смерть является следствием плохого качества воздуха. Другая проблема загрязненного воздуха в том, что это отражается на образе жизни населения – люди могут уменьшить или вовсе уклоняться от физической активности из-за нежелания выходить на улицу, так как понимают, насколько плох там воздух.

Касательно изменения климата и связанных с этим проблем для здоровья – безусловно и это имеет место. Из-за увеличения роста растений увеличивается количество пыльцы в воздухе, плесень разрастается, учащаются бури – все это влияет на такие вещи, как аллергия и заболевания легких. Все эти процессы взаимосвязаны. Что загрязнения, что изменение климата – все это сказывается на здоровье вашего населения. Это своего рода порочный круг.

 

Экосистемы настолько взаимосвязаны, что не важно, где изначально имело место загрязнение – в конечном итоге пострадают все. Загрязнение воздуха влияет на качество почвы и воды. Если использовать загрязненную воду для орошения, растение поглотит некоторые из загрязняющих веществ, и они попадут в нашу пищу. Также это может привести к повреждению тканей растения, а некоторые из загрязняющих веществ могут накапливаться в растениях. Они могут накапливаться и в животных: рыбы, например, являются отличным примером биоаккумуляции, особенно ртути. Выбросы дымовых труб попадают в атмосферу, смываются в воды, накапливаются в растениях и организмах и поднимаются вверх по пищевой цепочке.

- Как еще может влиять долгосрочное загрязнение на общество, помимо здоровья?

- Загрязнения влияют на поведение людей. Возьмем для примера Пекин. За очень короткий период времени Пекин стал промышленно развитым и богатым городом. Что, как правило, происходит в странах, развивающихся за счет производства? Производство любой вещи, неважно какой, всегда имеет отходы, и чем больше производства – тем больше отходов. И развивающиеся страны доходят до той точки, когда они растут так быстро, наслаждаясь плодами своего труда, что не думают о том, какой негативный эффект это развитие может за собой повлечь. В Пекине люди начали покупать автомобили, много автомобилей, скупать вещи, затем выбрасывая их и не думая об утилизации. И всюду заводы, фабрики, предприятия. Если раньше родители спокойно отпускали детей играть на улице в любое время, то сегодня воздух настолько плох, что иногда даже приходиться закрывать школы! Их воздух стал настолько ужасен, что находиться снаружи становится просто невозможно.

И как это воздействует на людей?

В первую очередь, это негативные психические воздействия. Есть исследование, доказывающее, что отсутствие связи с природой, чувство изоляции от нее влияет на развитие проблем с психическим здоровьем. В целом, эта неспособность выйти на улицу и наслаждаться природой влияет на взгляды, привычки, на работоспособность людей. Можно ожидать увеличение количества страдающих ожирением, диабетом, и многого другого, так как люди не так активны, как прежде. Это также имеет социальные последствия, так как изолируя себя в четырех стенах, люди перестают участвовать в общественной деятельности.

- Как насчет детского здоровья?

- Определенно, детский организм более чувствителен к подобным вещам. Отчасти это оттого, что их легкие все еще развиваются. Процесс роста легких происходит в течение долгого периода уже после рождения ребенка. Представьте, что развитие органа еще в полном разгаре, а вокруг загрязненный вредными веществами воздух – это непременно отразится на здоровье ребенка. Дети любят играть на улице, они проводят больше времени снаружи, чем взрослые, поэтому они подвергаются даже большему воздействию вредных веществ. Из-за этих факторов, у детей выше риски развития астмы, респираторных инфекций.

В Швейцарии проводили отличное исследование для того, чтобы определить, как загрязнение воздуха влияет на детей. Исследователи отслеживали 9 тысяч детей и их респираторные симптомы. Характеристика семьи и генетические предрасположенности также брались в расчет. Ученые отметили, что в годы с меньшим уровнем загрязнения у детей наблюдалось меньше эпизодов простуды, вирусных инфекций, бронхитов и хронических заболеваний. Есть много других исследований, демонстрирующих положительную связь здорового, чистого воздуха и здоровья населения. И дети, несомненно, находятся в группе повышенного риска.

- Дафна, может быть вы в курсе, проводятся ли аналогичные исследования подобного масштаба у нас, в Казахстане?

 - Кажется в КазНМУ проводили несколько исследований, где смотрели на качество воздуха и общую статистику по здоровью населения. Что касается долгосрочных исследований, исследований где велось бы длительное наблюдение за группами людей – этого я не знаю. Подобные исследования сложно проводить, здесь нужна приверженность исследователя и согласие людей на столь длительное наблюдение.

- Как бы вы охарактеризовали Алматы с точки зрения качества воздуха?

- Когда вы идете в горы, воздух просто великолепен! И в самом городе, в определенное время, качество воздуха очень приятно – особенно после дождей.

Мне кажется, что основные трудности Алматы заключаются в автотранспорте. Мы находимся у подножия гор, но здесь много автобусов, грузовиков, частных автомобилей, в целом транспорта, который беспрерывно находится в движении. Бывают дни, когда можно буквально на вкус ощутить едкость воздуха, как будто рядом кто-то что-то жжет. В такие дни становится очевидно, что качество воздуха оставляет желать лучшего. Необходимо удостовериться, что применяются такие меры контроля, как слежение за качеством используемого топлива – это важно. Переоборудование дизельных двигателей на более чистое топливо – это не так дорого и неоднократно показало положительное влияние.

Для решения этой проблемы нужно собраться – здесь нужна и личная приверженность каждого вопросу, и общественная, и государственная.

Министерство здравоохранения в данный момент переосмысливает систему общественного здравоохранения. Одной из основных тем, на которую, думаю, они хотят пролить больше света – это хронические заболевания. Для Казахстана, хронические заболевания – гипертония, сердечно-сосудистые заболевания, диабет – настоящий бич, основная причина смертности. Загрязнение воздуха – это фактор, усугубляющий и без того сложный процесс. Все факторы воздействия и развитие хронических заболеваний хотят взять под наблюдение и разработать соответствующую программу. Это долгий и сложный процесс, но если сплести единую систему, это может помочь здоровью Казахстана.

Я думаю, у Алматы есть все возможности, чтобы улучшить качество воздуха. Это должно стать приоритетом, если город хочет стать пунктом назначения, чтобы люди приезжали сюда кататься на лыжах, ведь здесь так красиво! И если проблема загрязненного воздуха решится, с точки зрения туристов Алматы сможет стать настоящим курортом.

 

Поделитесь статьей

Подпишитесь на нашу рассылку

Вы успешно подписались!

Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.

Рекомендуемые статьи

Популярное

Данная публикация была выпущена в рамках проекта при финансовой/экспертной поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.

Партнеры проекта
© Common Sense, AUA group, 2016
Все права защищены
Пользовательское соглашение