Напишите свои данные и мы с вами свяжемся
С вами свяжутся в ближайшее время
РГП «Казгидромет» подчиняется трем министерствам: Министерству финансов, Министерству энергетики и Министерству по инвестициям и развитию. Взаимодействие «Казгидромета» с акиматом Алматы не закреплено ни в каких публично доступных документах, однако, известно, что последний использует данные, полученные при наблюдениях за качеством атмосферы: но как, когда и что становится результатом – остается не ясным.
В 1972 году канадский ученый Р. Манн предложил объединить различные трактовки слежения за состоянием окружающей среды и дал понятию такое определение.
«Мониторинг окружающей природной среды – это система повторных наблюдений одного или более элементов окружающей среды в пространстве и во времени с определенными целями и в соответствие с заранее подготовленной программой.»
Мониторинг окружающей среды в городах называют «системой наблюдений, которая позволяет выделить изменения состояния биосферы под влиянием антропогенной деятельности».
Основной целью мониторинга является предотвращение отрицательных последствий, связанных с хозяйственной деятельностью человека.
В Казахстане наблюдениями за окружающей средой занимается республиканское государственное предприятие «Казгидромет». Предмет деятельности предприятия – это «ведение мониторинга состояния окружающей среды, метеорологического и гидрологического мониторинга с использованием государственной наблюдательной сети».
Цели этой деятельности, согласно уставу, заключаются в получении достоверной информации, повышении качества прогнозов о состоянии окружающей среды, а также в сборе и обобщении данных.
Наблюдения проходят с использованием Единой государственной системы мониторинга, в состав которой входят пункты наблюдения за загрязнителями.
Процесс наблюдения заключается в сборе и анализе проб с пунктов наблюдения, а также методический расчет показателей и сравнение с установленными нормативами.
Аккумулированные данные собираются и выпускаются Департаментом экологического мониторинга РГП «Казгидромет» в виде ежемесячных, квартальных, полугодовых и годовых бюллетеней о состоянии окружающей среды. Документ главным образом предназначен для государственных органов управления в области охраны окружающей среды, а также доступен всем желающим ознакомиться на сайте организации.
По большому счет, работа «Казгидромет» заканчивается на выпуске бюллетеней. Прямое информирование государственных органов происходит в случае высокого и экстремально высокого загрязнения, какого в Алматы, по данным «Казгидромет», не наблюдалось. В случае возникновения такой угрозы, организация информирует Комитет экологического регулирования, контроля и государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства энергетики РК, который на уровне города представлен Департаментом экологии г. Алматы, который, в свою очередь, назначает проверки. Забота о качестве атмосферного воздуха прописана, как задача, во многих ведомствах, но кто конкретно должен принимать системные меры по улучшению качества – остается не ясным.
РГП «Казгидромет» и Единая государственная система мониторинга финансируются за счет бюджетных средств, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан (Экологический кодекс РК, статьи 145-2, 146).
До недавнего времени РГП «Казгидромет» находилось в ведении Министерства окружающей среды и водных ресурсов, однако в 2014 году было переведено под крыло Министерства энергетики (постановление Правительства РК, 19 сентября 2014 г. №994).
Итак, учредителем РГП «Казгидромет» выступает Министерство финансов и утверждает устав, цели и задачи предприятия.
Министерство энергетики управляет РГП «Казгидромет» на правах хозяйственного ведения и принимает решения об организации работы предприятия, а также утверждает нормативы для расчетов РГП «Казгидромет».
Министерство по инвестициям и развитию определяет технические стандарты и обеспечивает единство средств измерения.
Акимат города Алматы использует данные, полученные при наблюдениях, но как именно и каков регламент реагирования – этой информации мы не нашли в публичных документах акимата и уставе «Казгидромет».
Связи «Казгидромет» с министерствами, акиматом Алматы и другими ведомствами мы изобразили в виде диаграммы. К нашему удивлению, на уровне документации о контроле качества воздуха прямой связи между ними нет, что, собственно говоря, и подтвердил руководитель Отдела экологического регулирования при Управлении природных ресурсов и регулирования природопользования города Алматы Михаил Новоселов на первой открытой Рабочей встрече AUA Group 7 июня 2016 года.
Сферы регулирования: охрана окружающей среды, природопользование, охрана, контроль и надзор за рациональным использованием природных ресурсов.
В 2014 году в его структуре был создан Департамент экологического мониторинга и информации, в задачи которого входит «достижение благоприятного уровня экологически устойчивого развития общества» и «развитие системы распространения информации и просвещения в области окружающей среды». Одной из функций является «Обеспечение реализации Конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская конвенция) (п.2.8.1).
Департамент состоит из управления экологического мониторинга, управления экологической информации и анализа, управления регулирования качества окружающей среды.
Некоторые функции департамента связаны с деятельностью РГП «Казгидромет»:
Исходя из вышеуказанных функций, влияние министерства на работу РГП «Казгидромет» через Департамент экологического мониторинга и информации осуществляется через контроль местоположения пунктов наблюдения. Однако, в связи с изменениями в Экологическом кодексе от 25 апреля 2016 года, статья 145-1, пункт 2, данная функция определенно возложена на саму службу «Казгидромет».
Эти изменения в порядке принятия решений потенциально могут улучшить ситуацию с расположением пунктов наблюдения в городе. Добавление слов «по согласованию с местными исполнительными органами» также сигнализирует о возможных позитивных сдвигах в существующей в городе сети наблюдений. Как мы упоминали ранее, расположение некоторых пунктов наблюдения в данный момент не охватывает весь объем города и его населения.
Возможно, включение акимата города в процесс принятия решений о расположении пунктов наблюдения поможет решить эту проблему.
Осуществляет государственный экологический контроль за соблюдением экологического законодательства Республики Казахстан, нормативов качества окружающей среды и экологических требований. Государственный экологический контроль включает в себя контроль за:
В контексте интересующей нас темы – взаимодействия органов с РГП «Казгидромет» – интерес представляет прежде всего третий из показанных пунктов – соблюдение нормативов и иных требований охраны атмосферного воздуха. Здесь важно понимать степень вовлеченности Комитета – данный пункт не возлагает ответственности за качество самого воздуха на Комитет. Видимо, здесь полагают, что нарушение нормативов следует из нарушения процессов на каком-либо из предприятий, в виду чего Комитет может назначать проверки. В этом случае РГП «Казгидромет» отведена роль информатора, который снабжает Комитет режимной информацией о высоком и экстремально высоком загрязнении, после чего должны выявляться причины загрязнения и способы его ликвидации.
Подведомственное Комитету учреждение – Республиканское государственное учреждение «Департамент экологии по городу Алматы Комитета экологического регулирования, контроля и государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства энергетики Республики Казахстан».
Этот департамент, в числе прочего, «предъявляет в суд иски об ограничении, приостановлении и запрещении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства Республики Казахстан», после выявления такового при проведении экспертизы и контроля за соблюдением экологического законодательства.
Смущает то, что информирование происходит лишь при очень сильном загрязнении и обычно основывается на данных о максимальных концентрациях вредных примесей в воздухе. Проблема же загрязнения воздуха в Алматы в том, что оно носит постоянный характер c превышающими нормы показателями.
В ведении Министерства энергетики находится и само РГП «Казгидромет». Помимо этого, на таких же правах Министерство располагает и «Информационно-аналитическим центром охраны окружающей среды», который осуществляет сбор, учет, хранение, систематизацию и анализ экологической информации, включая данные экологического мониторинга, проводимого «Казгидромет».
Другая немаловажная структура в этой диаграмме – Министерство национальной экономики Республики Казахстан.
Государственный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сферах экономики, относящейся к сфере государственной монополии, а также в сфере защиты прав потребителей, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, контроля и надзора за соблюдением требований, установленных техническими регламентами и нормативными документами по продукции и услугам, реализуемым потребителям.
С одной стороны, Министерство утверждает санитарно-гигиенические нормативы концентраций примесей в воздухе населенных пунктов, которые используются лабораториями «Казгидромет» для сравнения с фактическими концентрациями. С другой стороны, как орган, контролирующий деятельность в сфере государственной монополии, согласовывает утверждаемые Министерством энергетики цены на работы и услуги РГП «Казгидромет».
Изменениями Экологического кодекса в 2012 году была утверждена государственная монополия РГП «Казгидромет» на сферу мониторинга окружающей среды, метеорологического и гидрологического мониторинга.
Государство объяснило это тем, что предоставление услуг в данной сфере на конкурентном рынке связано с рисками «несвоевременного уведомления населения, государственных органов об опасных метеорологических явлениях, угрозе паводка и наводнении, об опасном загрязнении окружающей среды».
В ведомстве Министерства национальной экономики находится также Комитет по защите прав потребителей. Этот комитет состоит из 13-ти управлений, в числе которых Управление санитарно-гигиенического надзора и Управление мониторинга и оценки рисков. Этими управлениями заведует главный санитарный врач Республики.
Может показаться странным, что главный санитарный врач работает в структуре Министерства экономики. Путаница началась в 2013 году, когда было одобрено создание Агентства потребительского надзора и защиты прав потребителей – государственного органа ответственного за качество и безопасность товаров и пищевой продукции.
Замысел заключался в создании этого органа без привлечения дополнительных кадров, на основе Комитета санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения с привлечением функций и штатной численности 4 ведомств других министерств. На деле же кадры переведены не были, и на работников службы обрушился неподъемный объем работ, не связанный напрямую с охраной здоровья. С 2014 года санитарно-эпидемиологическая служба, уже в составе Комитета по защите прав потребителей, была вверена Министерству экономики. В 2015 году депутаты Мажилиса попросили выделить службу в отдельный государственный орган, так как считали очевидным потерю функциональности службы в составе Министерства национальной экономики.
Также ходили разговоры о передаче этой службы обратно в структуру здравоохранения в первой половине 2016, однако на сегодняшний день все остается как было. Несмотря на то, что напрямую Комитет не отвечает за здоровье населения, все же гигиенические нормативы качества воздуха, как в зонах рабочих зон, так и в населенных пунктах, устанавливаются именно в нем.
Возвращаясь к теме влияния структур на работу РГП «Казгидромет», напомним, что именно основываясь на этих нормативах анализируются данные наблюдений за состоянием воздуха.
И, наконец, пройдемся по двум оставшимся министерствам – Министерству Финансов и Министерству инноваций и развития. Их роль в работе предприятия может и не очевидна, но тем не менее достаточно важна. Министерство Финансов является собственником РГП «Казгидромет» от лица правительства и напрямую влияет на работу предприятия посредством определения предмета и цели деятельности РГП «Казгидромет» и утверждения Устава предприятия, внесения в него изменений и дополнений. Комитетом государственного имущества и приватизации Министерства финансов производится контроль за физическим имуществом предприятия и его использованием. Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства инноваций и развития производится аккредитация поверочных и калибровочных лабораторий предприятия, а также контроль за соблюдением технического соответствия оборудования государственным стандартам.
Как видно, структурные взаимодействия ответвляются в разных направлениях, концентрируются в разных узлах системы и все это говорит нам о том, что для достижения конечной цели, будь то наблюдения и регистрация состояния воздуха или принятие непосредственных мер его улучшению, цель всех этих мероприятий должна быть одна, а именно: сохранение здоровой атмосферы для людей и других форм жизни.
Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.