12.12.2016 Автор: AUA group

Плати и загрязняй атмосферу

Как известно, производственные предприятия выбрасывают загрязняющие вещества в атмосферу, и установлены пороги выбросов, превышая которые, можно получить штраф. Но за определенную плату можно и превысить допустимые нормы – это легально закреплено в экологическом законодательстве Казахстана и называется «платность и разрешительный порядок воздействия на окружающую среду».

Как это работает, и кто в итоге платит цену?

Как государство следит за выбросами предприятий

Охрана здоровья является конституционным правом граждан Республики Казахстан: она включает в себя определенные требования по качеству воздуха: гигиенические нормативы. В частности, концентрации вредных веществ в воздухе не должны превышать предельно допустимых концентраций (этому термину мы, кстати, посвятили отдельный материал).

Для того, чтобы сбалансировать требования хозяйственной деятельности и права граждан на здоровую окружающую среду, используются различные механизмы, включая экономические, а степень воздействия на воздух принято оценивать.

К предприятиям разных сфер деятельности по выбросам предъявляются различные требования, и работает ряд законодательных документов, закреплюящих эти требования. Например, Методические указания расчета выбросов вредных веществ в атмосферу предприятиями пищевой промышленности описывает технологические процессы пищевых производств и требования к их выбросам.   

Кстати, местный исполнительный орган имеет право повышать ставки за выбросы, и алматинский маслихат это сделал в 2011 году.

Как взимается плата за выбросы

Так как в Казахстане выбросы от предприятий носят разрешительный характер, не всякое загрязнение воспринимается как нанесение урона окружающей среде, а только те, что превышают разрешенный объем. Согласно нашему законодательству, каждое предприятие должно доказать, что не сделает выбросов свыше гигиенических нормативов на границах санитарно-защитной зоны.

Предприятие, в зависимости от характеристик производства и имеющегося оборудования, запрашивает экологическое разрешение на выбросы. Выдача разрешения означает, что пока выбросы вредных веществ от предприятия остаются в пределах разрешенного объема, плата за выбросы взымается по утвержденным ставкам. В случае превышения предельно допустимых выбросов, плата взымается в десятикратном размере, что является наказанием за нарушение.

В чем проблема данного подхода?

Мировая практика показывает, что наиболее действенным механизмом мотивации предприятий к сокращению выбросов является грамотно выстроенная налоговая политика. Государство выступает своего рода перераспределителем – получая оплату в виде налога, оно инвестирует эти средства в районы, подвергнувшиеся воздействию, чтобы жители получили компенсацию в виде определенных сервисов и удобств. Этот метод также стимулирует предприятия искать способы, чтобы сократить объем выплат и соответственно выбросов.

Экологический налог также ложится и на конечного потребителя: продукт или сервис, представленный менее экологичным предприятием, будет дороже, так как размер налога влияет на ценообразование.

Другой подход – экологическое регулирование. Государство предъявляет требования к предприятиям, рекомендует определенные технологии к использованию, технические регламенты, определяет нормативы выбросов, регулирует исполнение этих требований.

Экологическое регулирование также имеет ряд недостатков: бывает, что предприятие полностью соответствует текущим требованиям, но могло бы снизить свои выбросы еще больше. Либо предприятие могло бы сократить выбросы, но не видит в этом смысла – так как исполняет закон и так. Здесь налоговые инструменты оказываются более действенными.

В Казахстане используются оба метода: как налоговое регулирование, так и экологическое. То есть предприятия в любом случае платят за объем выбросов, а «государство предъявляет требования к предприятиям, рекомендует определенные технологии к использованию, технические регламенты, определяет нормативы выбросов, регулирует исполнение этих требований».

Согласно Налоговому Кодексу, «плата за эмиссии в окружающую среду взимается за эмиссии в окружающую среду в порядке специального природопользования […] которое осуществляется на основании экологического разрешения […]». Эмиссии, превышающие указанный в разрешении объем, оплачиваются в десятикратном размере, так же, как и выбросы, осуществленные без разрешения (ст.495, п.10, Налогового Кодекса).

Все выплаты: и нормативные, и сверхнормативные идут в бюджет. И к сожалению, в реальной жизни платежи за выбросы растворяются в местном бюджете и никаким образом не решают экологических проблем на местах загрязнения.

Где самые загрязненные предприятиями районы города

К сожалению, такой карты нет: выбросы, превышающие нормы, не определяются по районам, а просто собираются по предприятиям. То есть понять степень загрязненности своего района от предприятий вы можете, самостоятельно посчитав, сколько их здесь находится.

Деятельность очень крупных предприятий, а также факты крупных загрязнений и штрафов, как правило, попадают в прессу.

Например, в начале этого года прокуратура Алматы оштрафовала ТЭЦ-2 на сумму свыше 132 млн. тенге. Или – пример Караганды: металлургическое предприятие оштрафовано на сумму более 36 миллионов тенге.

Есть и сводные данные: на сентябрь 2016 года по Казахстану за нарушение экологического законодательства приостановлена работа 92 предприятий.

«В ходе проверок выявлено 4 100 нарушений экологического законодательства, по устранению нарушений выдано 2 706 предписаний, наложено 3 027 административных штрафов на общую сумму 1 157,221 млн тенге, на сегодняшний день оплачено 2 577 административных штрафов на общую сумму 1 034,605 млн тенге (89%)», – пишет портал премьер-министра.

Как оценивается степень вреда?

Обязательное возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде, напрямую связано с разрешительными документами. Здесь используется 2 метода экономической оценки от ущерба – прямой и косвенный (Экологический Кодекс, глава 11).

Прямой метод экономической оценки ущерба состоит в определении фактических затрат, необходимых для восстановления окружающей среды, восполнения деградировавших природных ресурсов и оздоровления живых организмов посредством наиболее эффективных инженерных, организационно-технических и технологических мероприятий.

Косвенный метод экономической оценки ущерба применяется в случаях, когда не может быть применен прямой метод экономической оценки ущерба. косвенный метод оценки заключается в расчетах по утвержденным методикам.

«Стимулирование природопользователей к предотвращению, снижению и ликвидации загрязнения окружающей среды» также является регулятивной мерой. Законодательство требует включать определенные меры по снижению негативных эффектов от хозяйственной деятельности, отраженные в «Типовом перечне мероприятий по охране окружающей среды». Основываясь на этом списке рекомендованных мероприятий, предприятие самостоятельно планирует и финансирует эти мероприятия. Разработка плана мероприятий по охране окружающей среды является одним из обязательных условий для получения экологических разрешений.

«Применение наилучших экологически чистых и ресурсосберегающих технологий при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду» может регламентироваться перечнем наилучших доступных технологий, который включает пункты по:

 

  • теплоэнергетике,
  • черной металлургии,
  • цветной металлургии,
  • химической промышленности.

 

Касательно других видов производств, имеющих выбросы в атмосферный воздух, в документе рекомендуется обращаться к справочникам Европейского бюро по комплексному контролю и предотвращению загрязнений окружающей среды.

Так как экологические платежи являются обязательными, они включаются в себестоимость производства, то есть, ложатся в первую очередь на потребителя: через цену продукта или услуги, в то время как плата за сверхнормативные выбросы и оплата нанесенного ущерба, как и административные штрафы за нарушение экологического законодательства, изымаются непосредственно из прибылей предприятия.

…Что это значит на бытовом уровне? Возьмем для примера энергогенерирующие предприятия. Субъекты естественных монополий, оказывающие коммунальные услуги, оплачивают 0,3 ставки платы за эмиссии в окружающую среду (Налоговый кодекс, ст.495, п.7).  Это своего рода налоговое послабление. Но загрязнения есть загрязнения, и, довольствуясь низкой стоимостью энергии, мы все равно платим ухудшением качества жизни в городе в целом, а иногда и здоровьем. Включение стоимости загрязнения в цену пользования услугами может в итоге способствовать более ответственному потреблению со стороны жителей.

Поделитесь статьей

Подпишитесь на нашу рассылку

Вы успешно подписались!

Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.

Рекомендуемые статьи

Популярное

Данная публикация была выпущена в рамках проекта при финансовой/экспертной поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.

Партнеры проекта
© Common Sense, AUA group, 2016
Все права защищены
Пользовательское соглашение