06.02.2017 Автор: AUA group

Предельно допустимые выбросы

Итак, предельно допустимые выбросы – термин из сферы контроля за выбросами предприятий в атмосферу города в результате их деятельности. Под контроль попадают все предприятия, которые имеют выбросы в воздух, не зависимо от формы собственности.

В этот процесс вовлечены многие службы: от экологических лабораторий, производящих изначальную инвентаризацию источников загрязнения, до органов государственной экологической экспертизы, которые проверяют соответствие работы предприятий установленным стандартам. Каждое предприятие в городе должно доказать, что его деятельность не повлечет превышения значений ПДК загрязняющих веществ в воздухе на границе своей санитарно-защитной зоны.

Санитарно-защитная зона – территория, отделяющая зоны специального назначения, а также промышленные организации и другие производственные, коммунальные и складские объекты в населенном пункте от близлежащих селитебных территорий, зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения в целях ослабления воздействия на них неблагоприятных факторов.

У предприятий выделяется 5 классов опасности, в соответствии с которыми определяется санитарно-защитная зона: от 50 до более 1000 метров.

Принцип нормирования заключается в том, чтобы расчетные максимальные разовые концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы не превышали соответствующие гигиенические нормативы на границе санитарно-защитной зоны и в близлежащих жилых зонах. Нормированию подлежат выбросы из так называемых стационарных источников загрязнения – труб и установок, находящихся на территории предприятий.

Стационарный источник загрязнения атмосферы – технологический аппарат, выделяющий в процессе эксплуатации вредные вещества.

Организованные стационарные источники – специально сооруженные трубы, воздухоотводы, газоходы.

Неорганизованные стационарные источники – ненаправленные потоки газа, возникающие в результате разгерметизации оборудования, отсутствие/неудовлетворительная работа вентиляционных систем, места загрузки, выгрузки, хранения сырья, топлива, полупродуктов.

На территории одного предприятия могут находиться несколько стационарных источников, и для каждого рассчитывается индивидуальный предельно допустимый выброс. В дальнейшем все эти выбросы суммируются, и таким образом получают «предельно допустимые выбросы» (ПДВ) для всего предприятия.

Как писалось выше, на основании проекта ПДВ предприятия получают разрешения на выбросы загрязняющих веществ. В зависимости от классов опасности, разрешения выдают акиматы и Комитет экологического регулирования и контроля. Срок действия разрешения составляет до 10 лет. По истечении срока разрабатывают новый проект ПДВ и вновь получают на него разрешение. Также новый проект ПДВ разрабатывают и получают на него разрешение, если у предприятия меняется производственный процесс и оборудование (Экологический кодекс, стр. 27).

Предельно допустимый выброс (грамм/секунда, тонна/год) – это максимальная масса выброса в отрезок времени, не влекущая за собой превышение гигиенических нормативов и ухудшения качества воздуха населённых пунктов.

При установлении размера предельно допустимых выбросов учитываются фоновые концентрации вредных веществ в воздухе близлежащих жилых зон. Значение фоновых концентраций в Алматы предоставляет РГП «Казгидромет».

Фоновая концентрация (мг/м3) – это фактическая концентрация вредных веществ в воздухе, основанная на наблюдениях за состоянием атмосферного воздуха на стационарных пунктах наблюдения.

Нормирование выбросов вредных веществ в атмосферу основано на необходимости соблюдения гигиенических критериев качества атмосферного воздуха населенных мест (ПДК). Для этого проводится забор проб на границе санитарно-защитных зон и полученные концентрации сравниваются с утвержденными максимальными разовыми концентрациями соответствующих веществ. Эту процедуру проводят не менее 4 раз в год.

Кроме того, в соответствии с количеством разрешенных выбросов устанавливается плата за эмиссии – налоговые платежи, направляемые в местный бюджет. Для каждого из веществ устанавливается своя ставка в месячных расчетных показателях. Так как каждое предприятие желает минимизировать траты, эта система стимулирует их сокращать выбросы до определенного предела. В случае же превышения норматива, дополнительный объем выбросов оплачивается в десятикратном размере, согласно Налоговому кодексу (глава 71, ст. 495).

Но не следует забывать, что если стоимость очистного оборудования и его обслуживания будет превышать сумму платы за эмиссии, этот стимул теряет свое значение.

За автомобильные выбросы не платят

Работа предприятий вне зависимости от сферы деятельности может требовать услуг автотранспорта, будь это легковой транспорт, грузовой либо передвижная техника. И было бы справедливо ожидать, что эти выбросы будут также учтены и включены в перечень выбросов от предприятия.  Однако, согласно нашему законодательству «максимальные разовые выбросы газо-воздушной смеси от двигателей передвижных источников» не учитываются, если их работа не «связана с их стационарным расположением».

Также, не нормируются и не включаются в общий объем выбросов вредных веществ от предприятия валовые выбросы от двигателей транспорта. По сути, это означает, что предприятия не несут фактической ответственности за экологичность своего транспорта и, соответственно, не имеют стимулов для уменьшения количества его выбросов.

Учет выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта ведется только на предприятиях автотранспорта и карьерной техники.

  • Автотранспортные предприятия осуществляют перевозку грузов или пассажиров, а также все производственные функции по техническому обслуживанию, ремонту, хранению и снабжению подвижного состава.

    Автообслуживающие предприятия включают базы централизованного обслуживания, станции технического обслуживания (СТО), гаражи-стоянки, пассажирские автостанции и автовокзалы, грузовые автостанции и топливозаправочные станции.

    Авторемонтные предприятия – авторемонтные и агрегатно-ремонтные заводы, авторемонтные мастерские, шиноремонтные мастерские или заводы, аккумуляторные зарядно-ремонтные станции и специализированные цехи. Специализированные цехи и мастерские выполняют ремонт узлов и механизмов автомобиля, а также окрасочные, кузовные и другие работы.

К карьерной технике относятся такие транспортные средства, как бульдозеры, экскаваторы, погрузчики и самосвалы. Выбросы от предприятий автотранспорта рассчитываются по методике, ознакомиться с которой можно здесь.

Проект ПДВ позволяет контролировать качество воздуха и пополнять местные бюджеты штрафами, также он помогает собирать статистику. Ежегодно, предприятия заполняют статистическую форму 2-ТП «Атмосферный воздух», где указывают размеры выбросов, рассчитанные на основании проведенных замеров и производственных графиков. Комитет по статистике аккумулирует эти данные по городу и публикует их на сайте stat.gov.kz.

Данные по выбросам сортируются как по веществам, так и по отраслям, являющимися их источником: в наших следующих публикациях мы обязательно проанализируем эту статистику. Следите за нашими публикациями.

Поделитесь статьей

Подпишитесь на нашу рассылку

Вы успешно подписались!

Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.

Рекомендуемые статьи

Популярное

Данная публикация была выпущена в рамках проекта при финансовой/экспертной поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.

Партнеры проекта
© Common Sense, AUA group, 2016
Все права защищены
Пользовательское соглашение