Напишите свои данные и мы с вами свяжемся
С вами свяжутся в ближайшее время
Проблемы экологии во многом зависят от потребителей, от горожан и от их привычек. Один из важнейших стратегических вопросов для нашего города – это образование детей. Будут ли они бережнее относится к окружающей среде?
Человечество пришло к признанию важности этого вопроса еще в 1977 году и приняло один из важнейших документов в этой области – Тбилисскую декларацию. Она отмечает огромную роль образования по вопросам окружающей среды, а также в процессе здорового и сбалансированного развития всего человечества. Согласно декларации, образование, использующее результаты науки и техники, должно играть ведущую роль в осознании проблем окружающей среды, способствовать установлению рационального отношения к природным ресурсам. Именно ее рекомендации должны быть эквивалентны плану образования в каждом городе.
Мы решили проверить, как работает экообразование детей в Алматы.
Чему учит государство?
В воспитательном отделе городского управления образования нам пояснили, что во всех общеобразовательных учебных заведениях проводятся классные часы по экологическому образованию учащихся 5-11 классов.
Теоретическая часть с демонстрацией тематических слайдов и обсуждением актуальных проблем загрязнения окружающей среды стартует в первый вторник начала учебного года, а затем проводится в зависимости от расписания учебной программы.
Если есть окно в классных часах, то его стараются отвести экологическому просвещению подрастающего поколения. Выглядит это так: классный руководитель в течение 45 минут разъясняет ученикам, насколько важно беречь природу от варварского потребительского отношения. Иногда приглашаются гости – местные активисты-экологи или члены родительского комитета.
По словам специалистов городского управления образования, во многих школах Алматы работает любительский кружок «Юный эколог». Также в городе работает «Станция юного натуралиста», расположенная в здании КазГАСа. Ребята из этого кружка активно помогают учителям проводить, например, акцию «Зеленый патруль» и прочие мероприятия, направленные на соблюдение природоохранного законодательства.
Нетрудно заметить, что в сфере экопросвещения мы до сих пор пользуемся советским наследием: один предмет в школе и тематические кружки за ее пределами. При этом, очевидно, что в XXI веке подобный формат сильно устарел, а эффективное восприятие знаний и навыков у детей происходит через интерактивные, игровые и моделирующий занятия. К тому же не ясно, замеряется ли эффективность такого экологического образования и каковы его результаты.
Чему учат родители?
Кроме школьного образования, во многих семьях работает обычное родительское воспитание, когда старшее поколение прививает младшему важные привычки.
Ляззат Сарсембаева, руководитель отдела продаж кондитерских изделий, рассказывает:
«У меня двое сыновей: 10-летний Мади и 15-летний Димаш. Оба учатся в микрорайоне «Айнабулак» Жетысуского района Алматы. Младший закончил 4 класс казахской школы № 137, а старший 8 класс русской школы № 118. Я учу детей золотому правилу «Не там чисто, где убирают, а там, где не мусорят!». Например, на моей кухне стоит маленькое мусорное ведро, выложенное изнутри пакетом. Сыновья каждый день по очереди выносят его, притом, в отличие от некоторых ровесников, они доходят до мусорных контейнеров, а не бросают бытовые отходы на полпути. Когда мы выезжаем на пикник в горы или покупаться в Капшагае, то тоже выбрасываем мусор в установленных местах. Муж, когда курит на балконе, складывает окурки в металлическую банку и лишь потом содержимое банки выбрасывает в помойное ведро».
«Что касается школьных занятий по экологии, то мой сын Димаш рассказывал, что 2 раза в год у них проводятся субботники, и несколько раз классные часы по экологии. Я считаю, что этого недостаточно, так почему бы не вернуть такой хороший школьный предмет, как «Природоведение», который учил нас любить, ценить и заботиться об окружающей среде?», – говорит Ляззат.
Элина Эцкало, корректор, делится своим опытом:
«Я не разрешаю сыну выбрасывать что-либо на улице на землю – бумажки от конфет, пластиковые бутылки. Заставляю искать урну. Если некуда выбросить, забираю у него мусор и кладу к себе в карман или в сумку, объясняя, что положу в мусорный пакет дома.
Мы с ним вместе снимаем наклеенные куда попало объявления возле подъезда, иначе соседи их сорвут и бросят на землю. Когда мы на природе, не разрешаю бросать мусор в речку или в озеро, бить палкой лягушек, разорять гнезда. Поясняю, что стрелять можно только по банкам и бутылкам, но ни в коем случае не в кошек и собак».
Татьяна Бегайкина, фотокорреспондент, считает, что важны традиции:
«У нас в семье все выращивают цветы: у моей мамы под окошком сад, который она сама разбила, и моя дочка Полина с детства там возилась, помогала ей. Я сама всегда разводила много цветов. У нас дача с большой клумбой, а дома очень дружный двор, где также все выращивают цветы.
Один сосед посадил около подъезда каштан и уже три года в теплое время каждое утро выносит ведро воды и поливает его. Под окнами у нас соседка вместе с детьми разбила альпийскую горку».
В школе, по словам Татьяны, есть только один урок «Познание мира» и там мельком говорилось об экологии, а также был факультатив, но там рассказывали больше про животных из Красной книги.
Что можно улучшить?
Исследователь по устойчивости в Оксфордском университете Ольга Крестьянинова переехала из Казахстана в США в возрасте 9 лет. Однако, получив оксфордское опыт работы в ОАЭ, Англии и США, стремится внедрить передовые идеи в алматинские школы.
Чтобы понять, как мыслят современные дети, Ольга поработала учителем в нескольких учебных заведениях с детьми 8-11 лет.
«На уроках я осознала, что дети недопонимают проблему: откуда берется загрязнение воздуха, какие есть методы борьбы, как загрязнение влияет не только на твое здоровье, но и на другие аспекты жизни», – говорит Ольга.
Для того, чтобы преподносить информацию более интересно, исследователь разработала специальную игру. Это набор карточек, связанных с различными экологическими задачами. Карточки также включают в себя различные факты о Казахстане. Они переведены на казахский и английский языки. По словам автора методики, их можно использовать не только на уроках об окружающей среде – подход можно адаптировать ко многим предметам. Например, важно изучать то, как наша планета физически меняется: как выхлопной газ превращается в углекислый газ, и как из-за этого начинается потепление. Этот факт влияет на то, как у нас растут продукты, из-за этого меняется то, что мы потребляем. А от этого зависит стоимость продуктов. Таким образом мы видим, что один фактор влияет на разные аспекты жизни. Этот процесс наглядно описан создателями теории doughnut economics.
В качестве эксперимента Ольга провела с одной группой школьников урок-обсуждение экологических вопросов. А с другими – те же самые вопросы проработала в виде игры, включив элементы экспериментального обучения. В тех классах, где прошла игра, концепты были приняты с большим интересом и с гораздо более глубоким пониманием.
Задачей эксперимента было показать, что дети могут критически думать по многим вопросам, которые принято считать взрослыми.
«Интересно, что до моего урока дети признавали, что машины загрязняют воздух. Но при этом они не считали, что сами косвенно вносят вклад в загрязнение своими ежедневными действиями, – поделилась наблюдениями Ольга. – Но после игры 45 процентов детей признали, что, например, оттого что они ездят в школу на машине, остается след в воздухе. Важно не запретить им ездить на машине, а дать понять, что их ежедневные действия влияют как на них самих, так и на окружающих».
В целом после занятия дети стали осознавать, что они тоже члены социума и могут как-то влиять на окружающий мир. Возможно, выбор поехать в школу на машине или пойти пешком делают не они, а их родители. Но они могут предложить родителям иногда пройтись пешком или поехать в школу с родителями одноклассников.
«Конечно были и те, кто считал, что бросил кто-то мусор, это не моя проблема, или говорили, я уже привык дышать таким воздухом. То есть уже в 10-11 лет для них уже становится нормой то, что их окружает. Если их окружает ядовитый воздух, то это становится их нормой. Дети начинают считать, что это не их проблема. Я не хочу заставить их чувствовать, что это их проблемы. Я хочу, чтобы они понимали, что и почему происходит, и какие последствия это имеет», – рассказывает Ольга.
Не только Казахстан, но и весь мир думает о том, как решать проблемы, с которыми мы прежде не сталкивались: экологические, экономические, переизбыток информации. Многие образовательные системы мира к этому не готовы. И чтобы научить этому детей, недостаточно просто сменить учебник, нужно менять подход в целом, считает Ольга.
Необходимо развивать умение задавать вопросы, критическое мышление и умение глубоко мыслить, уверена она.
«Мой подход в работе с детьми, в том числе и моя игра, помогают развить все эти навыки. Кстати, игра очень понравились и учителям, с которыми я работала. Большинство из них с интересом переняли идеи. Но для глобальных изменений инициатива должна идти сверху. Но здесь проблема. Я пыталась достучаться до министерства образования Казахстана, но мне не удалось выйти хоть с кем-то на контакт», – сожалеет активистка.
Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.