31.03.2017 Автор: AUA group

Жарас Ахметов: «Экологическая безопасность требует пересмотра генерального плана Алматы»

Казахстан занимает 56 место среди 142 стран в рейтинге ООН «Лучшая страна в мире по уровню жизни» за 2015 год. К одним из показателей уровня жизни относится состояние окружающей среды. И наша тема сегодня: финансирование и прозрачность работы государства в сфере охраны окружающей среды. О том, что можно улучшить, рассказал экономист Жарас Ахметов.

Давайте начнем с того, как формируются республиканский и местный бюджеты?

Существует прогноз социально-экономического развития страны. Он делается каждый год на несколько лет вперед. На основе этого прогноза определяются доходы бюджета: корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость и прочие налоги и выплаты. Есть также расходная часть, к ней относятся государственные программы развития: «Нурлы жол», Программа форсированного индустриально-инновационного развития, «Агробизнес-2020» и масса других. Есть также расходы на содержание министерств, региональные запросы областных и городских бюджетов – все, что связано с социальной политикой.

Если доходы бюджета равны расходам, то все хорошо и спокойно. Если расходов больше, возникает дефицит бюджета, который в Казахстане финансируется из Национального фонда или за счет государственного долга. Местные и республиканский бюджеты работают по принципу сообщающихся сосудов. Если в местном бюджете возникает профицит, то есть доходы превышают расходы, то избыток денег уходит в республиканский бюджет. При дефиците недостаток средств восполняется за счет трансфертов из республиканского бюджета.

Кто управляет затратами на экологическую безопасность в Казахстане?

Часть мероприятий по охране окружающей среды относится к затратам частного бизнеса. Среди расходов, например, заводов есть затраты на природоохранные мероприятия.

Жарас Ахметов
Экономист

Если говорить о государственном бюджете, то для того, чтобы получить эту информацию, нужно отправить запросы в Министерство энергетики, которое теперь занимается охраной окружающей среды, или Министерство финансов. Потом потребуется расшифровать полученные данные. Желающим иметь четкое представление об этих затратах придется потратить усилия и время. Если сейчас открыть сайт Министерства энергетики, то станет ясно, что с отчетностью у него не все хорошо. Пора опубликовать доклад об охране окружающей среды за 2015 год, если его кто-то делал, но создается ощущение, что отчитываться не о чем.  

В таком случае нет возможности проанализировать эффективность использования выделяемых на экологические мероприятия государственных денег?

И опять придется писать запрос в регулирующий орган. Принятый в 2015 году закон «О доступе к информации» обязывает госорганы предоставлять ответы за запросы, а тем, которые являются государственными тайнами, не так много.

Мы не видим отчетов, но, как шутят алматинцы, видим, чем дышим. Едет по дороге автобус, а из его выхлопной трубы идет черный дым.  Кто за это в ответе?

Предположим у меня есть частный автобусный парк. Я составляю том предельно допустимых выбросов, согласовываю его с региональным управлением охраны окружающей среды. В соответствии с этим документом я вношу в городской бюджет экологические платежи. Следить за тем, чтобы мои автобусы не превышали оговоренный объем выбросов обязаны органы автотранспортного надзора и охраны окружающей среды. Они не должны давать разрешение на выезд тех самых «коптилок», о которых вы упомянули. Но тут палка о двух концах. Слишком жесткие условия работы могут ограничить деятельность бизнеса. Обновление автобусного парка – дорогостоящее мероприятие. И если государство этого потребует, это обернется либо нагрузкой на бюджет в виде дотаций, либо повышением стоимости проезда для населения.

То есть нам нужно выбирать между экологическим благополучием и доступными билетами?

Чтобы выбирать не пришлось можно дать несколько рекомендаций. Например, можно обеспечить бизнес кредитами на 25 лет под 2% годовых, обеспечить стабильность национальной валюты, разобраться с ценами на топливо. Тогда можно купить и дорогой транспорт, амортизируя его в течение 25 лет, и стоимость проезда резко не вырастет.  Проблема еще в том, что для городского транспорта невозможно создать конкурентную среду. Невозможно на один и тот же маршрут поставить одновременно два автобуса, которые будут конкурировать за количество людей, стоящих в одну единицу времени на одной и той же остановке.

Но экологические проблемы не ограничиваются только выбросами автобусов. Например, ТЭЦ выбрасывают загрязняющие вещества, усиливая парниковый эффект. В тарифах, которые для них устанавливает государство, заложена экологическая надбавка за это?

Тарифы утверждает Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМ и ЗК) и в нем заложены платежи за выбросы. Какую часть общего размера тарифа они формируют нужно уточнять у самого антимонопольного органа. Я подозреваю, что небольшую.

Для того, что начать решать эти проблемы, акимат города должен заказать новый генеральный план Алматы. Действующий утвержден до 2020 года и рассчитан на 1,7 млн жителей. Но с учетом нелегальных мигрантов в городе проживает гораздо больше людей, и этот план уже устарел, потому что не решает проблем экологической обстановки. Нужно пересмотреть миссию города и тогда в рамках новой концепции можно будет решить проблемы с автотранспортом, ТЭЦ и различными выбросами. Новый генплан нужно создавать в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Деловые центры должны быть вынесены из центра города, например, в сторону Узунагача.

Как, по вашему мнению, можно простимулировать акимат в этой работе?

Это задача депутатов городского маслихата и общественности. Первые должны собирать комиссии с участием экологов и архитекторов, ставить актуальные вопросы перед акиматом. Что касается роли общественных активистов, то им следует проводить конференции, встречи с экспертами, освещать их через СМИ. Это обязательно нужно делать, потому что государство начало прислушиваться к общественному мнению.  

 

ОТ РЕДАКЦИИ

Заметим, что акимат Алматы уже заказал новый Генеральный план города, работа по разработке которого ведется с 2011 года. Как утверждает администрация города, рекомендации известного архитектора Яна Гейла приняты, и Алматы станет «городом для людей».  Первостепенная задача нового генплана – освоение присоединенных к городу населенных пунктов, ведь с 2002 года площадь Алматы увеличилась на 35,3 тысяч гектар. Подробное интервью об этой работе можно прочесть здесь. 

Поделитесь статьей

Подпишитесь на нашу рассылку

Вы успешно подписались!

Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.

Рекомендуемые статьи

Популярное

Данная публикация была выпущена в рамках проекта при финансовой/экспертной поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.

Партнеры проекта
© Common Sense, AUA group, 2016
Все права защищены
Пользовательское соглашение