Напишите свои данные и мы с вами свяжемся
С вами свяжутся в ближайшее время
Казахстан занимает 56 место среди 142 стран в рейтинге ООН «Лучшая страна в мире по уровню жизни» за 2015 год. К одним из показателей уровня жизни относится состояние окружающей среды. И наша тема сегодня: финансирование и прозрачность работы государства в сфере охраны окружающей среды. О том, что можно улучшить, рассказал экономист Жарас Ахметов.
Давайте начнем с того, как формируются республиканский и местный бюджеты?
Существует прогноз социально-экономического развития страны. Он делается каждый год на несколько лет вперед. На основе этого прогноза определяются доходы бюджета: корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость и прочие налоги и выплаты. Есть также расходная часть, к ней относятся государственные программы развития: «Нурлы жол», Программа форсированного индустриально-инновационного развития, «Агробизнес-2020» и масса других. Есть также расходы на содержание министерств, региональные запросы областных и городских бюджетов – все, что связано с социальной политикой.
Если доходы бюджета равны расходам, то все хорошо и спокойно. Если расходов больше, возникает дефицит бюджета, который в Казахстане финансируется из Национального фонда или за счет государственного долга. Местные и республиканский бюджеты работают по принципу сообщающихся сосудов. Если в местном бюджете возникает профицит, то есть доходы превышают расходы, то избыток денег уходит в республиканский бюджет. При дефиците недостаток средств восполняется за счет трансфертов из республиканского бюджета.
Кто управляет затратами на экологическую безопасность в Казахстане?
Часть мероприятий по охране окружающей среды относится к затратам частного бизнеса. Среди расходов, например, заводов есть затраты на природоохранные мероприятия.
В таком случае нет возможности проанализировать эффективность использования выделяемых на экологические мероприятия государственных денег?
И опять придется писать запрос в регулирующий орган. Принятый в 2015 году закон «О доступе к информации» обязывает госорганы предоставлять ответы за запросы, а тем, которые являются государственными тайнами, не так много.
Мы не видим отчетов, но, как шутят алматинцы, видим, чем дышим. Едет по дороге автобус, а из его выхлопной трубы идет черный дым. Кто за это в ответе?
Предположим у меня есть частный автобусный парк. Я составляю том предельно допустимых выбросов, согласовываю его с региональным управлением охраны окружающей среды. В соответствии с этим документом я вношу в городской бюджет экологические платежи. Следить за тем, чтобы мои автобусы не превышали оговоренный объем выбросов обязаны органы автотранспортного надзора и охраны окружающей среды. Они не должны давать разрешение на выезд тех самых «коптилок», о которых вы упомянули. Но тут палка о двух концах. Слишком жесткие условия работы могут ограничить деятельность бизнеса. Обновление автобусного парка – дорогостоящее мероприятие. И если государство этого потребует, это обернется либо нагрузкой на бюджет в виде дотаций, либо повышением стоимости проезда для населения.
То есть нам нужно выбирать между экологическим благополучием и доступными билетами?
Чтобы выбирать не пришлось можно дать несколько рекомендаций. Например, можно обеспечить бизнес кредитами на 25 лет под 2% годовых, обеспечить стабильность национальной валюты, разобраться с ценами на топливо. Тогда можно купить и дорогой транспорт, амортизируя его в течение 25 лет, и стоимость проезда резко не вырастет. Проблема еще в том, что для городского транспорта невозможно создать конкурентную среду. Невозможно на один и тот же маршрут поставить одновременно два автобуса, которые будут конкурировать за количество людей, стоящих в одну единицу времени на одной и той же остановке.
Но экологические проблемы не ограничиваются только выбросами автобусов. Например, ТЭЦ выбрасывают загрязняющие вещества, усиливая парниковый эффект. В тарифах, которые для них устанавливает государство, заложена экологическая надбавка за это?
Тарифы утверждает Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМ и ЗК) и в нем заложены платежи за выбросы. Какую часть общего размера тарифа они формируют нужно уточнять у самого антимонопольного органа. Я подозреваю, что небольшую.
Как, по вашему мнению, можно простимулировать акимат в этой работе?
Это задача депутатов городского маслихата и общественности. Первые должны собирать комиссии с участием экологов и архитекторов, ставить актуальные вопросы перед акиматом. Что касается роли общественных активистов, то им следует проводить конференции, встречи с экспертами, освещать их через СМИ. Это обязательно нужно делать, потому что государство начало прислушиваться к общественному мнению.
ОТ РЕДАКЦИИ
Заметим, что акимат Алматы уже заказал новый Генеральный план города, работа по разработке которого ведется с 2011 года. Как утверждает администрация города, рекомендации известного архитектора Яна Гейла приняты, и Алматы станет «городом для людей». Первостепенная задача нового генплана – освоение присоединенных к городу населенных пунктов, ведь с 2002 года площадь Алматы увеличилась на 35,3 тысяч гектар. Подробное интервью об этой работе можно прочесть здесь.
Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.