Напишите свои данные и мы с вами свяжемся
С вами свяжутся в ближайшее время
Как рассказала AUA эксперт Акмарал Калмуратова, акимат Алматы не осуществляет комплексную масштабную проверку качества бензина. Это означает только одно: что пришло время общественного мониторинга, и отныне каждый водитель должен проверять бензин в лабораториях и отстаивать свое право на чистое топливо.
В июне группа AUA опубликовала материал «В Алматы не работает комплексная проверка бензина», где директор Независимого центра экспертизы нефтепродуктов «ORGANIC» Акмарал Калмуратова заявила о том, что в Алматы не осуществляется комплексная масштабная проверка качества бензина. Статья получила более 10 тысяч просмотров и множество откликов наших читателей. Сегодня мы продолжаем тему качества автомобильного топлива в Южной столице.
Как пояснили государственные органы, в 2015-2016 годах мониторингом бензина в Алматы занимался отдел по контролю за соблюдением требований технического регламента Департамента по защите прав потребителей по г. Алматы Министерства национальной экономики РК. Раз в месяц проводились рейды по городским АЗС и периодические плановые проверки нефтебаз.
В связи с реорганизацией ведомства в конце 2016 года часть функций этого департамента были переданы в ведение Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей (иначе Антимонопольный комитет) Министерства национальной экономики, а часть – в Министерство здравоохранения РК. Сотрудников, непосредственно занимавшихся отбором проб бензина и солярки на АЗС и нефтебазах Алматы и области, перевели в 2017 году в территориальное подразделение Минздрава. И поскольку нефтепродукты не являются предметом проверок госсанэпиднадзора Минздрава, в 2017 году был введен мораторий на проверку качества бензина во всех городах Казахстана.
С 16 января 2017 года ни один госорган не занимается мониторингом бензина в РК, и в настоящее время решается вопрос, какое ведомство будет проводить его. Потребители, засомневавшиеся в качестве бензина или солярки на АЗС, могут самостоятельно и за свои средства провести в любой частной лаборатории или независимом центре экспертизу содержимого бензобака своей машины. Если выяснится, что бензин смешан с другими жидкостями, обманутый потребитель может обратиться с исковым заявлением в районный суд по гражданским делам по своему месту регистрации или прописки.
Генеральный директор ТОО «СП КазАвтобусПром», член общественного совета города Алматы Дмитрий Васильев ответил на несколько вопосов, и в первую очередь, нас интересует, предпринимались ли в последнее время попытки общественного мониторинга качества бензина в Алматы? Как потребителю можно защитить свои права?
– Работают ли в Алматы независимые лаборатории, которые могут принять на анализ образцы бензина?
– Во многих случаях независимым контролем качества топлива по городу Алматы занимается независимая лаборатория «ORGANIC». Также данный контроль производится собственными лабораториями крупных компаний, которые в свою очередь выставляют для потребителей сертификаты по результатам проверок своих АЗС.
Так, передвижные лаборатории презентовала недавно компания «Газпром нефть Казахстан». На начальном этапе их будет две – в Алматы и в Астане. Первая станет обслуживать сам город Алматы, а также Алматинскую, Жамбылскую и Южно-Казахстанскую области. Вторая – Акмолинскую, Карагандинскую и Восточно-Казахстанскую области. Лаборатории начнут выборочно планово проверять автозаправочные станции сети «Газпром нефть-Казахстан», причем обещается, что о графике ревизий будет знать только высшее руководство компании. Так что заранее подготовиться к визиту проверяющих сотрудникам АЗС не удастся.
Самое главное, что лаборатории станут выезжать на заправки сети «Газпром нефть-Казахстан» по звонку автовладельцев, сомневающихся в качестве залитого в баки топлива.
– Какая ответственность предусмотрена сегодня за нарушение норм качества автотоплива?
– За нарушение норм качества бензина предусмотрена ответственность согласно главам 14 и 15 Кодекса РК «Об административных правонарушениях». Там речь идет о правонарушениях в области предпринимательской деятельности, торговли и финансов. В судебном порядке рассматриваются иски, как физических, так и юридических лиц. Правда, предварительно гражданам необходимо провести независимую экспертизу бензина и написать заявление. С госорганом проще, основанием для судебного рассмотрения являются нарушения, выявленные в ходе госпроверки.
Руководитель экологического движения «Табигат» Мэлс Елеусизов добавляет, что экспертизу бензина обычно назначает специализированная природоохранная прокуратура, акиматовское управление природных ресурсов и управление экологии при министерствах.
– Есть ли у вас предложение, как эффективнее всего бороться с недобросовестными сотрудниками АЗС, продающим автолюбителям некачественное автотопливо?
– Нужно обращаться к населению с призывом не покупать автотопливо у поставщиков с подмоченной репутацией, и предоставить их списки. Такая антиреклама сильно ударит по кошельку недобросовестных игроков рынка ГСМ, слабые уйдут с рынка, останутся сильные и добросовестные игроки.
– Как вы относитесь к предложению ограничить въезд иногороднего транспорта в Алматы, как предлагают некоторые чиновники и общественники?
– Меня удивляет пропускная способность нашего мегаполиса – это сколько автоколонн ежедневно взъезжает к нам? Но еще больше меня поражает та легкость, с которой апеллируют лица, предлагающие ограничить въезд иногороднего транспорта в Алматы. Поймите, сначала нужно создать условия для того, чтобы разгрузить улицы от транспорта, а потом заставлять иногородних водителей пересаживаться на общественный транспорт. Я еще при прежнем акиме Есимове предлагал открыть велосипедную трассу от «Орбиты» до Зеленого базара, но проект так и не был реализован. Год назад в Алматы закрыли трамвайное движение, хотя трамвай во всем мире считается самым экологически чистым видом транспорта. Маршруты убрали, но рельсы-то остались. Почему вместо них нельзя проложить специально отведенную велосипедную дорогу?
– Вы думаете, что таким образом можно снять нагрузку с центральных улиц города? Машин от этого меньше станет?
– Со временем может их и станет меньше. В любом случае наш любимый город кое как справляется с колоссальным потоком транспортных средств. Теперь представьте себе, сколько кубометров выхлопных газов они выделяют?! А ведь содержащиеся в них диоксиды азота, оксиды углерода, формальдегид, сажа и пыль вредны для организма человека. Они очень токсичны, аллергенны, канцерогенны и способны вызывать мутации и злокачественные опухоли. Поэтому раз уж не получается запустить легкий монорельсовый транспорт, то почему бы не развить сеть велодорожек? Это позволит снизить нагрузку на центральные магистрали и приобщит горожан к велоспорту.
Я никогда не входил в состав городского общественного совета, потому что меня никто туда не приглашал. Соответственно, я и не знаю, кто из членов этого совета беспокоится о состоянии экологической обстановки в Алматы. Надеюсь, что такие лица все-таки есть. Они могут выслушивать отчеты замакима, курирующего социальный блок по вопросам экологии, нарушениям предпринимательской деятельности, прав потребителей, делать запросы и выступать со своими предложениями по улучшению положения дел. И мы должны апеллировать в том числе и к ним.
Также журналисты, известные блогеры и медийные персоны должны широко освещать в СМИ, интернет-изданиях и на своих страничках в соцсетях как сами рейды по проверке качества бензина, так и результаты этих проверок. Население должно знать – кто и какого качества бензином нас обеспечивает. С одной оговоркой – все эти рейды должны проводиться на регулярной основе, а не раз в год.
О результатах вашей проверки, пожалуйста, сообщайте AUA Group на e-mail: auaadvisorygroup@gmail.com
Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.