12.06.2017 Автор: AUA group

«В Алматы не работает комплексная проверка качества бензина»

 

Одним из загрязнителей воздушного бассейна Алматы считается автотранспорт. Удивительно, но при этом в нашем городе нет системного мониторинга качества автомобильного топлива. Ситуация не была бы столь драматичной, если бы большая часть машин была заправлена экологически чистым бензином класса 4 и 5, как в Европе.

 

Увы, наши реалии таковы, что в бензобаках автомашин с казахстанскими номерами часто плещется суррогат, который выделяет опасные для окружающей среды и здоровья людей выхлопные газы, а также изнашивает «внутренности» автомобилей.

Кто проверяет качество бензина, поступающего в Алматы, а главное – доступны ли результаты этих проверок широкой общественности?

В Алматы работает несколько лабораторий, занимающиеся исследованием проб бензина и солярки.  Одной из них является ТОО «Независимый центр экспертизы нефтепродуктов «ORGANIC», расположенный в пригородном поселке Первомайка. 

Директор организации, кандидат химических наук, Акмарал Калмуратова рассказала, что ее центр в период с 2006 по 2014 гг. проводил контрольные закупки и исследование горючего, и затем предоставлял отчет акимату, после чего городское руководство направляло результаты проверок в уполномоченные органы для принятия соответствующих мер.

Акмарал Калмуратова
Директор Независимого центра экспертизы нефтепродуктов «ORGANIC»

Это была личная инициатива прежних градоначальников – Имангали Тасмагамбетова и Ахметжана Есимова, которые ежегодно выделяли средства для проведения данного мониторинга. Наше ТОО НЦЭН «Органик» на протяжении 8 лет выигрывало тендер. С приходом в августе 2015 года на должность акима Алматы Бауыржана Байбека ситуация изменилась. Он заявил, что нужно экономить бюджетные средства и отменил проведение тендеров на мониторинг качества автомоторного топлива. Ни о каких нарушениях законности с его стороны речи не идет, потому что это его дело, как акима, – выделять средства на исследование нефтепродуктов или нет

Что касается нынешней работы уполномоченных госорганов по проверке продукции АЗС и нефтебаз, эксперт уверена, что качество солярки и бензина сегодня все же держат на контроле, «просто раньше совместные рейды и результаты проверок широко освещались в СМИ, а сейчас этого нет, журналистов не приглашают снимать такие репортажи».

– Акмарал Абдуллаевна, скажите, пожалуйста, какими законами и НПА регламентируется процессы ввоза и контроль качества бензина, реализуемого сегодня в Алматы?

– Бензин должен соответствовать требованиям безопасности «Технического регламента Таможенного союза ТР ТС-013/2011», утвержденного 18 октября 2011 года. Он четко устанавливает критерии к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности. Плюс бензин по своим эксплуатационным характеристикам должен соответствовать нормативному документу на продукцию. Это связано с тем, что не все эксплуатационные характеристики топлива заложены в техрегламенте Таможенного Союза. К тому же некоторые заводы выпускают сегодня бензин по собственным нормативным документам, а некоторые – по межгосударственным. 

Есть ГОСТ на бензин, а также есть технические условия на бензин, и в них полностью регламентируются все физико-химические и эксплуатационные характеристики бензина. В том же техническом регламенте Таможенного Союза заложены нормы показателей безопасности, что предусмотрено в приложении – «Требования к характеристикам автомобильного бензина». Текст документа находится в открытом доступе в Интернете. 

– Какой госорган в Алматы отвечает в настоящее время за проверку качества бензина для автотранспорта? Практикуются ли совместные рейды с надзорными инстанциями и СМИ?

– Сейчас комплексную масштабную проверку никто не осуществляет.

Да, есть госорган, который выезжает по жалобам – это Госнадзор (в Казахстане не работает госорган под названием "Госнадзор", скорее всего, спикер имеет ввиду один из отделов Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Казахстан – AUA) и Комитет по защите прав потребителей, однако это не совсем то, что было раньше. Пару лет назад совместную проверку АЗС проводили специализированная природоохранная прокуратура Алматы, департамент по техническому регулированию и метрологии, управление природных ресурсов и регулирования природопользования г.Алматы. Они приглашали СМИ освещать такие рейды, но потом мониторинг отменили. Последний мораторий на проверки малого и среднего бизнеса и вовсе связал руки госорганам, обязав их устраивать проверки только по жалобам потребителей.

– Есть ли у нас независимые лаборатории, которые могут принять от юридических и физических лиц образцы бензина для анализа?

– Конечно, есть. Списки лабораторий и специализированных центров, занимающихся экспертизой нефтепродуктов, вы найдете в Интернете. Более того, образцы бензина у нас принимают даже некоторые сети АЗС. Например, свои лаборатории есть у «Казмунайгаза» и «Гелиоса». 

– В какую сумму автолюбителю-потребителю обойдется проведение экспертизы в вашей лаборатории?

– Если нужно определить только октановое число в бензине, то исследование будет стоить 6 500 тенге, если контрольные испытания, то около 20 тысяч тенге. Анализ дизельного топлива стоит от 5 тысяч тенге и выше.

– Давайте вернемся к тому периоду, когда вы проводили мониторинг. В каком объеме вы вели мониторинг и в каком он сохранился сейчас?

– Как я уже говорила, мы выигрывали тендер и нас назначали оператором по контрольному закупу бензина с АЗС и выдаче результатов по его качеству. Акимат каждый год выделял нам для этого свыше 8 миллионов тенге. На эти деньги мы могли ежемесячно отобрать 85 проб бензина с 20 заправочных станций. А сейчас Комитет по защите прав потребителей проверяет по городу Алматы в год максимум 5-6 АЗС, чувствуете разницу в цифрах?

– По каким параметрам проверяют автотопливо эксперты?

– Отобранные пробы мы обычно проверяем по нормам, по которым чаще всего выявляются несоответствия — октановое число, фракционный состав, количество серы, содержание присадок, в частности монометиланилина и бензола, количество которых должно соответствовать Техрегламенту Таможенного союза.  

Какие параметры являются важнейшими для измерения качества бензина – октановое число или сразу несколько показателей?

Для определения качества бензина, в первую очередь, важно знать октановое число или, как его еще называют специалисты, детонационная стойкость. Это эксплуатационный показатель, который подтверждает марку бензина. Допустим, вы заправляетесь АИ-95, тогда октановое число должно быть в нем не меньше 95, заправляетесь 92-м бензином, значит, октановое число должно быть не меньше 92. Если вы откроете технический паспорт любой машины, то там будет заявлено, что рекомендовано заливать в бензобак. Кроме того, октановое число характеризует способность автобензинов противостоять самовоспламенению при сжатии. Высокая детонационная стойкость топлив обеспечивает их нормальное сгорание на всех режимах эксплуатации двигателя.

Если октановое число ниже нормы в бензине, то чем это грозит автолюбителю? И какие вредные выбросы выделяются при этом в атмосферу?

Если октановое число ниже заявленного показателя, то пострадает не столько экология, сколько работа двигателя вашей машины. Что касается экологических характеристик, то потребителю тоже надо знать о них, чтобы подстраховаться от неприятных сюрпризов. Это касается присадок – веществ, которые добавляют в топливо в целях улучшения его эксплуатационных свойств. В Казахстане присадки разрешено добавлять только заводом-изготовителем, ни в коем случае за воротами предприятия. Но бывают такие случаи, когда присадки, повышающие октановое число, добавляют на некоторых нефтебазах в не заводских партиях.

Если фракционный состав выше нормы, то означает ли это, что в воздух поступают вредные вещества?

Если бензин, как говорят в таких случаях специалисты, не идет по фракционному числу, то причины выясняются в ходе такого кропотливого исследования, как изучение нормы по концу температуры кипения.  Если фракционный состав превышает норму по концу, то это значит, что в бензин попало дизтопливо.

Что показывали результаты ваших проверок в течение 8 лет?

Что качество топлива, на отдельных АЗС и нефтебазах качество оставляет желать лучшего. Вместо 92-го автолюбителю могли, да и могут сейчас, продать бензин с октановым числом 89, вместо АИ-93 – суррогат с октановым числом 79,1, а вместо 80-го бензина – нечто с числом 71,6. В дизельное топливо иногда заливают легкий дистиллят, газовый конденсат или 80-й дешевый бензин. Это мы выясняем в ходе проверки температуры вспышки дизельного топлива, которая должна быть не ниже 40 градусов. Однако наши замеры показывают, что на некоторых АЗС она держится на уровне 25-30 градусов.  Часто вместо зимнего дизтоплива потребителю продают летнее. Отмечу, что смешение партий заводского топлива с полуфабрикатами легких фракций приносит недобросовестным коммерсантам солидную прибыль.  

Что нужно знать автолюбителям про экологический класс бензина?

Например, то, что двигатели автомашин класса ЕВРО-3 и выше рассчитаны на потребление автобензина марки Премиум ЕВРО – 95. Однако, на деле двигатели этих машин могут работать на бензине Аи-92, для этого сдвигается угол опережения зажигания. К минусам можно отнести то, что при этом возрастает расход топлива и объем выбросов отработавших газов. Чем выше экологический класс бензина и дизельного топлива, тем жестче требования к содержанию серы, ароматических углеводородов в топливе и к наличию присадок в топливе, и соответственно, чище их выхлоп. При использовании бензина класса -5 к минимуму сводится содержание в выхлопных газах оксидов серы и продуктов их сгорания. 

В каком документе можно найти рекомендации о том, сколько в составе нормального бензина должно быть октанового числа, фракционного состава и присадок?

Любой потребитель должен посмотреть в первую очередь техпаспорт своего автомобиля, чтобы знать, что ему рекомендовано заливать в бак. Сейчас двигатели современных автомобилей рассчитаны на бензин экологического класса Евро-4 и 5. Значит, бак у них рассчитан на АИ-95, соответственно, и заливать нужно именно его. Любая АЗС должна вывешивать на стенде декларацию соответствия на вид и марку бензина, и должны висеть паспорта качества на данную партию. Там же должны быть указаны и фракционный состав, и другие показатели нефтепродуктов.  Что касается техрегламента Таможенного союза, то в нем заложены, в основном, требования безопасности и требования к экологическим показателям.  Для того чтобы потребитель досконально разобрался в них, ему нужен эксперт-консультант. Да, в техрегламенте есть нормы нескольких классов 2,3,4 и 5. Вы должны найти и сверить по таблице нужную информацию. Допустим, вы закупили 92-й бензин класса 4, тогда вы открываете таблицу физико-химических характеристик техрегламента и смотрите графу, где указаны нормы для бензина класса 4.

Можно ли использовать приложения техрегламента в качестве доказательной базы в суде?

Эти нормативные документы действуют на территории Таможенного союза, включая нашу страну. И если дело по вопросам качества бензина доходит до суда, то во главу ставится техрегламент Таможенного союза и плюс нормативный документ на продукцию, на данный вид бензина. Поэтому мой ответ – можно и даже нужно. 

Можно ли назвать объемы теневого бизнеса алматинских АЗС? Ведь по городу их насчитывается свыше 200, а значит, какая-то их часть может обманывать потребителей и скрывать незаконные доходы от налогообложения?

Я не могу сказать, сколько сейчас в Алматы продается суррогатного бензина низкого качества, поскольку никто за этим не следит. Сейчас нет мониторинга качества и его результатов.

Есть ли лазейки в наших законах, которые позволяют отдельным недобросовестным сотрудникам АЗС уходить от ответственности за порчу бензина?

Такие лазейки есть. Согласно закону, если на территории Казахстана нефтепродукт уже сертифицирован заводом-изготовителем, то тот, кто его приобрел и реализует через АЗС, не обязан сертифицировать бензин вторично. То есть владелец может пользоваться и паспортом, и сертификатом завода-изготовителя. Контроль за тем, насколько нефтепродукт сохранил качество, заданное заводом-изготовителем, после транспортировки и во время продажи законом предусмотрен, но не отрегулирован системой. 

Скажите, пожалуйста, как автолюбителям можно уберечь свои машины от некачественного бензина?

Любой автолюбитель, заподозривший что-то неладное, может приехать к нам в лабораторию и произвести отбор пробы из своего бензобака. Мы проведем экспертизу, результаты которой позволят человеку сделать для себя вывод – заправляться ему на этой автозаправке или нет.

 

______

Cогласно техническому регламенту ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА 013/2011 «О ТРЕБОВАНИЯХ К АВТОМОБИЛЬНОМУ И АВИАЦИОННОМУ БЕНЗИНУ, ДИЗЕЛЬНОМУ И СУДОВОМУ ТОПЛИВУ, ТОПЛИВУ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И МАЗУТУ»:

Октановое число – показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы;

Присадка – вещество, добавляемое в топливо в целях улучшения его эксплуатационных свойств;

Марка топлива – словесное и (или) буквенное, цифровое обозначение топлива, включающее для автомобильного бензина и дизельного топлива его экологический класс;

Автомобильный и авиационный бензин – жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением;

Дизельное топливо – жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.

Поделитесь статьей

Подпишитесь на нашу рассылку

Вы успешно подписались!

Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.

Рекомендуемые статьи

Популярное

Данная публикация была выпущена в рамках проекта при финансовой/экспертной поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.

Партнеры проекта
© Common Sense, AUA group, 2016
Все права защищены
Пользовательское соглашение