Напишите свои данные и мы с вами свяжемся
С вами свяжутся в ближайшее время
Легкорельсовый транспорт (ЛРТ) считается самым экологически чистым, надежным и удобным видом наземного транспорта, и поэтому набирает стремительную популярность во всем мире. За последние 15 лет в разных странах было простроено порядка 80 проектов ЛРТ и более 100 находятся на разных стадиях разработки. Присоединился к тренду и Алматы: апробация проекта ожидается в 2023 году.
Мы поговорили с Гани Тажиевым, исполнительным директором управления по проекту ЛРТ ТОО «Алматыэлектротранс».
– Что даст городу реализация ЛРТ-проекта?
– Во-первых, снизится транспортная загруженность на улицах Алматы, что, в свою очередь, приведет к уменьшению числа ДТП; во-вторых, улучшится качество пассажирских услуг; в-третьих, увеличится объем налоговых поступлений в бюджет и число рабочих мест; и, наконец, улучшится экологическая обстановка в городе, что положительным образом отразится на здоровье и самочувствии людей.
– Каким образом улучшится экологическая обстановка? Имеются ли у вас подсчеты, насколько воздух может стать чище и за счет сокращения объема каких именно вредных веществ?
– Использование современных составов ЛРТ может привести к значительному сокращению числа частных автомобилей и автобусов на наших дорогах.
Этому будет способствовать высокая пропускная способность, высокая средняя скорость, операционная точность, отдельная линия проезда, приоритет на светофорах, бесшумность, экологичность – все это не полный список преимуществ для будущих пассажиров ЛРТ.
Вопрос о конкуренции с другими видами транспорта, такими, как например, метро и автобусы не стоит, так как ЛРТ – это социально-значимый проект, ориентированный на нужды горожан. Маршрут ЛРТ не дублируется с метро, а только подпитывает его на интермодальных станциях.
Он соединит западную и восточную части города через улицу Толе би, а в северном направлении «уйдет» до нового района Алатау и индустриальной зоны. Вдоль маршрута имеются социально важные объекты: университеты, колледжи, школы.
Проезд в ЛРТ будет таким же, как и в других видах общественного транспорта – со льготами для определенной категории граждан. Мы надеемся, что многие горожане пересядут с частных авто в ЛРТ, и таким образом, разгрузятся наши дороги и улучшится экологическая обстановка в городе.
– Будут ли с появлением ЛРТ в Алматы введены ограничения для движения автомобилей?
– Нет, так как линия ЛРТ будет пролегать отдельно от автомобильной проездной части, за исключением перекрестков, где составы ЛРТ будут координироваться с остальными видами транспорта.
– Какова расчетная стоимость проекта ЛРТ?
– Согласно технико-экономическому обоснованию проекта, инвестиционная стоимость проекта составляет 94 203 млн. тенге с НДС. В данную сумму входит инфраструктура, включая коридор ЛРТ с остановочными платформами, система энергоснабжения, депо с центром управления перевозками, и подвижные составы.
– Кто и как будет финансировать проект?
– 50 процентов инвестиций даст государственный партнер, 50 процентов – частный партнер. Отмечу, что международный открытый конкурс по определению частного партнера для проекта ЛРТ Алматы будет проходить в два этапа. Первый этап объявлен 29 августа 2019 года.
– СМИ писали, что, по условиям конкурса, компании, которые намерены принять участие в проекте по строительству ЛРТ в Алматы, должны иметь активы не менее 800 миллиардов тенге. Из каких расчетов взялась эта цифра и будет ли она привязана к часто меняющемуся курсу доллара?
– Данные требования были проработаны финансовыми консультантами проекта Ernst&Young и исходят из международного опыта проектов данного уровня.
– СМИ также писали о положительном заключении государственной экспертизы технико-экономического обоснования проекта «Строительство линии ЛРТ в Алматы», разработанного ООО «RCH Company». Говорят, что в ТЭО были внесены обновления и дополнения. Вы можете просветить, о чем конкретно идет речь?
– Первоначальный вариант ТЭО было разработан в 2014 году, но в связи с девальвацией национальной валюты и рядом других технических показателей, ТЭО подверглось корректировке. Государственное заключение было получено в первом квартале текущего года.
– Насколько рентабелен частным и, в особенности, зарубежным инвесторам алматинский проект ЛРТ?
– Предполагаемая рентабельность проекта ЛРТ Алматы, согласно расчетам финансовых консультантов, составляет 13-15%.
– Когда будет запущена первая ветка скоростных трамваев?
– В мае-сентябре 2019 года ожидается подписание договора ГЧП. Только после этого начнется проектирование линии ЛРТ и далее строительство. Запуск линии ЛРТ ожидается в 2023 году.
– Где будет располагаться депо ЛРТ?
– Площадка под размещение депо ЛРТ находится в Алатауском районе, в индустриальной зоне, восточнее ТЭЦ-2. Она занимает площадь 18,3 га, само здание депо будет иметь площадь 12 га.
– Уже известны основные показатели ЛРТ?
– Да, известны. Так, протяженность линии ЛРТ составит 22,72 км, количество остановок – 35, платформ – 70. Всего будет насчитываться 36 единиц подвижного состава ЛРТ. Скоростные трамваи будут развивать максимальную скорость 60-70 км/ч, коммерческую скорость 21,62 км/ч. Пиковый интервал движения – каждые 4 минуты.
– Утвержден ли окончательный маршрут ЛРТ?
– Да, утвержден.
– Какие зарубежные проекты ЛРТ вы считаете лучшими на сегодня? Какой из них оптимально подходит Алматы?
– Самым лучшим в мире проектом ЛРТ в 2014 году был признан проект г. Сарагоса (Испания). Если мы говорим о проекте, оптимально подходящем для Алматы, то я бы выделил барселонский. Кстати, он обошелся испанской казне в 642,8 миллиона долларов. Протяженность линии там составляет всего 29,1 км, но как это отразилось на динамике экономической активности Барселоны: помимо создания новых рабочих мест, произошел скачок в развитии малого бизнеса, расположенного вдоль линии ЛРТ. Например, на 10% увеличилось количество магазинов и на 29 % увеличилось число мест сервисного обслуживания, и это при условии, что инвестиции на каждый километр составили 22,6 миллиона долларов.
Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.