Напишите свои данные и мы с вами свяжемся
С вами свяжутся в ближайшее время
Ежедневно на дорогах Алматы курсируют свыше 700 тысяч автомобилей, из которых 200 тысяч с областными номерами – и город едва справляется с такой непомерной нагрузкой. С 2011 года у нас реализуется проект «Устойчивый транспорт Алматы», который предложил городу модель стратегического управления транспортной системой в лучших традициях европейских городов.
В 2011 году Глобальный Экологический Фонд и Программа развития ООН решили помочь акимату Алматы разрубить гордиев узел. Они совместно разработали и запустили проект «Устойчивый транспорт Алматы», направленный на улучшение городской окружающей среды.
В конце 2011 года команда проекта наметила 4 основных направления. Первым стало улучшение управления общественным транспортом и мониторинга транспортных выбросов. Вторым – улучшение качества услуг общественного транспорта, третьим – улучшение управления дорожным движением, и четвертым – работа с населением и его просвещение в вопросах использования экологически чистых видов транспорта. Для того, чтобы воплотить эти планы в жизнь, в Алматы были приглашены международные эксперты, в основном инженеры и проектировщики, которые консультировали алматинских специалистов.
О результатах шестилетней работы мы поговорили с руководителем проекта «Устойчивый транспорт г. Алматы» Программы развития ООН Еленой Ерзакович.
– Расскажите, пожалуйста, о целях, основных партнерах и объемах финансирования проекта?
– Проект Программы развития ООН задумывался в качестве технической помощи акимату города Алматы в проведении институциональных и технических реформ в области устойчивого транспорта. Он был рассчитан на пять лет, однако в 2016 году его продлили на год, в конце этого мы завершаем свою работу. Наша деятельность была нацелена на пилотные проекты и на усиление потенциала заинтересованных сторон в области организации и планирования общественного транспорта.
Финансовую поддержку проекту оказывает Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ), а партнерами выступают Европейский банк реконструкции развития и акимат города Алматы. Размер гранта ГЭФ на реализацию проекта «Устойчивый транспорт Алматы» составил 4,8 миллиона долларов. В нашем офисе работают три человека.
– Какие институты и стороны были вовлечены в диалог в рамках работы?
– Мы изначально сотрудничали с теми НПО и организациями, которые давно работают в Алматы. В основном, это различные неформальные велогруппы, которым мы помогали проводить соревнования для детей, и которых привлекали для экспертизы некоторых проектов. Сейчас мы финансируем через грант проект, который называется «Велосипедно-пешеходный альянс». Мы хотим, чтобы права пешеходов в городе тоже были защищены. Сейчас активные горожане и общественные организации имеют возможность обсудить, как отстаивать свои права, не ущемляя при этом права других участников дорожного движения. Также мы сотрудничали с одним общественным фондом, который проводил уроки для учащихся трех школ Алматы по безопасной езде и передал в школы велосипеды для проведения этих уроков. Надеемся, что осенью этого года еще 20 школ в разных регионах Казахстана будут вовлечены в этот проект.
– Что стало плодом совместных усилий с общественными группами?
– Знаете, совсем недавно у нас вышел доклад о доступности общественного транспорта для маломобильных групп. Его подготовил общественный фонд «Аржан», занимающийся защитой прав людей с инвалидностью, с которым мы с удовольствием работаем дальше. Неравнодушные горожане заинтересованы в том, чтобы в Алматы был налажен общественный мониторинг наличия в воздухе мелкодисперсионных частиц (РМ 10 и РМ 2,5), которые очень тесно связаны с транспортом. Мы поэтому и стараемся оказать информационную поддержку всем начинаниям в этой области, распространяем научную литературу и участвуем в дискуссиях. Кроме того, мы сотрудничали с университетами, которые готовят дизайнеров, привлекая их к конкурсам социальной рекламы. Вы, наверное, видели развешанные по всему городу баннеры «Мы – равные участники дорожного движения» и «Выбери транспорт для жизни»? Так вот – это наши баннеры.
– Какие зарубежные методики вы использовали в работе?
– В Европейском союзе применяется такая методология, когда администрация города смотрит на городские передвижения в целом, а не только на моторизированный транспорт.
– Как вы помогаете акимату Алматы в области организации дорожного движения в подобном широком смысле, как это делается в странах Евросоюза?
– Акимат города Алматы сейчас делает комплексную схему организации дорожного движения, и мы помогаем в ее разработке. Для этого привлекли международную консалтинговую компанию, которая непосредственно помогает акимату работать с подрядчиками и оказывает методологическую помощь. Различные варианты будут просчитаны с экономической, экологической точек зрения, что даст больший эффект. Эта работа будет завершена осенью этого года.
Нужно понимать, что в стремлении сделать наши дороги безопаснее, нельзя полагаться только на умные светофоры или камеры видеонаблюдения без рассмотрения всего комплекса мероприятий. Нам важно, чтобы в конечном итоге выполненная работа была на уровне международных стандартов в области безопасности дорожного движения. Важно создание преимуществ для общественного транспорта и вело-пешеходных передвижений, чтобы все предложенные мероприятия были оценены в комплексе.
– Какие предложения вашей Программы были реализованы акиматом?
– Например, идея о создании пешеходных пространств в Алматы, которую затем трансформировал в программу «Город для пешеходов». Мы в 2013 году предлагали преобразовать улицу Панфилова в трамвайно-пешеходную, и как вы знаете, городские власти планируют уже в ближайшее время создать в Алматы несколько пешеходных зон.
– Создание велодорожек также не обошлось без вашего участия?
– Да, мы занимались велодорожками. Провели целую серию тренингов для городских проектных организаций, которые занимаются проектированием велодорожек, пригласили голландских экспертов. Кстати, этот проект можно частично увидеть в пилотном варианте возле университета имени аль-Фараби по улице Тимирязева. Сейчас реализуется проект велокоридора из микрорайона «Орбита» в центр города. Его ветка идет с улицы Торайгырова до выставочного центра «Атакент».
– Какое содействие вы оказали городу в подготовке проекта по массовым скоростным коридорам?
– Это так называемые проекты ЛРТ (легкорельсовый транспорт) и БРТ (скоростной автобусный транспорт). Мы помогаем проектировать скоростной автобусный коридор, его реализация началась, но опять-таки организация этого коридора займет два года.
– По Тимирязева вы планируете запустить протяженную велодорожку. Не будет ли она мешать автобусному коридору и пешеходам?
– Запланированная протяженность велодорожки составляет пять километров. Она пройдет по улице Тимирязева, от Розыбакиева до Байтурсынова, затем будет соединена с существующей велодорожкой на Абая. По сути, она вместе с БРТ станет частью «зеленого» коридора. В проекте велодорожка отделена от тротуара и дорожного полотна, чтобы она не мешала пешеходам и транспорту.
– В чем отличие легкорельсового транспорта (ЛРТ) от обычного трамвая?
– Сейчас в Алматы делается проект легкорельсового трамвая – это трамвай, который технологически более совершенный, чем старые, привычные нам модели. ЛРТ отличаются от обычных трамваев тем, что они отделены на большом протяжении от общего трафика, обладают преимуществом при проезде по перекресткам и гораздо менее шумные, чем подвижной состав прошлого поколения. Один состав может перевозить в разной компановке более 200 пассажиров, при этом занимая лишь небольшую часть дорожного полотна. Фактически – это наземное метро, но цена его строительства намного дешевле, чем метрополитена. Пока готовится международный тендер. Акимат ищет инвесторов в рамках государственно-частного партнерства, которые спроектируют, построят и будут управлять трамваем в ближайшие годы.
– Улучшилось ли за последние годы качество услуг общественного транспорта и комплексное управление дорожным движением в Алматы, на ваш взгляд?
– Знаете, есть разные точки зрения по данному вопросу. Осенью 2016 года мы проводили соцопрос, в ходе которых опросили порядка 6 тысяч респондентов. Выяснилось, что половина населения по-прежнему недовольна качеством услуг общественного транспорта, и это знает акимат. Мы предлагаем проводить глубокую реформу организации перевозок внутри города – без этого добиться каких-то качественных существенных критериев на отдельных этапах можно, но комплексно нет. Я считаю, что в этом вопросе реформа еще не завершена: много, что надо еще сделать, прежде всего, в институциональном плане.
Диспетчеризация была, осталась, идут работы по управлению водителями в оперативном режиме – тоже есть где работать и что делать. Город воссоздает новый муниципальный парк, постепенно заменяя старые автобусы на новые. Однако эти автобусы должны ходить строго по расписанию, что предполагает, что нужно перестраивать отношения с перевозчиками и систему оплаты их труда.
– Вы работали только в практической плоскости или пытаетесь что-то менять и в законодательной области?
– Наш проект работает в области улучшения законодательства об общественном транспорте. Мы выходили с предложениями в области финасирования общественного транспорта, тарифообразования, перехода на новые типы контрактов с перевозчиками и самого понятийного аппарата в министерство по инвестициям и развитию комитета автомобильного транспорта. Насколько я знаю, наши предложения находятся в настоящее время на рассмотрении. Также мы предлагали рассмотреть возможность введения в Казахстане экомаркировки автомобилей, которая позволила бы работать в области мониторинга транспортных выбросов и допуска автомобилей на определенные территории на более системном уровне.
– Одной из целей данного проекта является «повышение информированности и улучшение знаний об устойчивом транспорте». Как вы считаете, удалось ли достичь ее?
– Да, мы старались использовать разные подходы, поэтому считаю, что мы выполнили эту задачу. Такого покрытия уличной социальной рекламы, которая продвигает вопросы развития велосипедного и общественного транспорта, вы ни в одной стране мира не можете наблюдать. Помимо этого, мы провели 19 международных тематических конференций и семинаров, которые были открыты для широкого доступа. А осенью 2016 года мы заказали соцопрос, для того чтобы выяснить уровень понимания проблемы влияния транспорта на здоровье населения, и в целом на экологическую обстановку в городе.
– Располагаете ли вы данными о снижении выбросов от транспорта за этот период?
– Сейчас ведутся подсчеты по парниковым газам. К концу года мы должны их собрать. Отмечу, что данные разрознены по разным организациям и их порой очень сложно добывать.
– Какие идеи не удалось воплотить, с какими вы проблемами сталкивались?
– В 2013 году мы занимались разработкой стратегии и организации системы уличных парковок в Алматы, передали документ с предложениями городу. Но акимат пошел по пути государственно-частного партнерства в области парковок, тогда как мы предлагали создание муниципальной компаний для организации парковочного пространства. Кроме того, мы должны были на момент окончания проекта увидеть новые трамваи в Алматы, однако в силу различных причин этого, к сожалению, пока не произошло. Проект затягивается, так как наши средства – это лишь малая толика того, что должно быть вложено в этот проект. Но мы верим, что трамвай снова поедет по Алматы.
А единственной проблемой можно назвать слабую консолидацию всех задействованных сторон и институтов в период, когда надо четко оценить приоритеты и эффекты от реализации того или иного транспортного проекта. Надеюсь, что со временем эта проблема решится, и тогда Алматы сможет реализовать много других важных проектов, в том числе и международных.
– Где сегодня алматинец может узнать о вашей программе и ее итогах?
– В соцсетях у нас есть страничка «Устойчивый транспорт г.Алматы», где мы выкладываем все наши материалы. Мы полностью прозрачны и доступны и стараемся отвечать на возникающие у горожан вопросы. Недавно сделали веб-портал общественного транспорта alatransit.kz, который передается в управление транспортному Холдингу и будет действовать после завершения нашей работы.
Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.