28.01.2019 Автор: AUA Group

Поклонники велосипедной езды заметно помолодели

Алматинский школьник Даниэль Леднев, в отличие от своих сверстников, не любит машины. В 10 лет у него проявилась настолько глубокая любовь к велосипедной езде и туризму, что он не только в любую погоду ездит на байке, но и соревнуется на велопробегах с теми, кто старше него. По мнению папы Даниэля – Виталия Леднева, он единственный сейчас уже 12-летний ребенок, который на это решается. В разговоре с AUAGroup они рассказали о своем домашнем велопарке, победах Даниэля и о том, что не так с велоинфраструктурой в городе.

Расскажи, пожалуйста, поподробнее о своем увлечении велосипедной ездой. С чего все началось?

Даниэль: Я начал кататься с трех лет на четырехколесном велосипеде. До 10 лет ездил просто так, как многие дети. А с 10 лет я начал ездить на шоссейном велосипеде. Стал активно кататься и участвовать в соревнованиях «Маунтинбайк», в шоссейных велосоревнованиях.

– То есть ты пользуешься велосипедом не только в повседневной жизни, но во время специальных мероприятий. Сколько их уже на твоем счету?

Даниэль: Больше 20 соревнований за два последних года. Сначала мы с папой стали ездить бреветы – это поездки на дальние расстояния от 200 км до 1200 м. На эти дистанции дается определенное время, за которое их нужно преодолеть. Это форма велосипедного туризма. Вообще-то, папа начал раньше меня им заниматься, а потом я стал ездить вместе с ним.  

Виталий: Например, в прошлом году Даниэль участвовал в Tour of World Class Almaty, где занял третье место среди детей, которые профессионально занимаются велоспортом.

– На каком велосипеде ты сейчас ездишь?

Даниэль: Дома есть алюминиевые и хром-молибденовые велосипеды. На двоих у нас с папой 14 велосипедов. Часть стоит дома, а часть у него на работе. Три маунтинбайка, четыре шоссейных, два фэтбайка и мои маленькие велосипеды.

Виталий Леднев
Папа мальчика

Когда сталкиваешься с пренебрежительным отношением к велосипедистам на дороге, то понятно, что это происходит по двум причинам. Во-первых, потому что нас не воспринимают, как полноправных участников дорожного движения. Во-вторых, воспринимают, как нищебродов и при этом никто не задумывается, сколько стоит велосипед, на котором ты едешь. Как Даниэль сказал, у нас 14 велосипедов, цена двух самых дорогих из них 550 тысяч тенге за каждый. Общая стоимость всех где-то 4 миллиона тенге.

– А в школу тоже на велосипеде ездишь?

Даниэль: Да. Езжу туда на велосипеде Almaty bike. Иногда возвращаюсь домой на автобусе, если погода плохая, потому что велосипеды Almaty bike тяжелые. На своем велосипеде в школу не езжу потому, что у нас там парковка не прикручена, то есть ее могут вместе с велосипедом унести.

– Ты ездишь один?

Даниэль: В основном я езжу везде с папой, но иногда, когда он не может меня забрать, то один и по тротуару. С папой мы ездим по дороге. Велосипед экологичнее, чем автотранспорт. Кроме того, на велосипеде быстрее доезжаешь, не надо терять время в пробках. То есть это экологичный, экономичный и быстрый вид транспорта.

– Значит, для тебя экологичность – важный фактор?

Даниэль: Хотелось бы, чтобы психология у людей изменилась, потому что утром смотришь на город сверху и видишь, что в нижней части все затянуто смогом. Мы с папой не только ездим на велосипеде, но и стараемся развивать велокультуру в Алматы. Понемногу получается. Но еще многое надо сделать. Например, велодорожки. Хорошо, что их стараются организовать, но, например, велодорожки по Шевченко и по Жарокова не соединены. Нужно их сделать единой дорожкой. Но машины все равно ездят по велодорожкам и это небезопасно для велосипедистов.

Виталий: С каждым годом все больше людей начинают ездить на велосипедах. У этого занятия нет сезонности, даже зимой ездят. При чем это уже не праздное катание. Едут на работу, в школу.  

Даниэль Леднев

Дороги не везде сразу чистят после того, как выпал снег. Машины раскатывают свою колею, снег скапливается у обочины и на следующий день на дороге образуется гололед. Невозможно ездить на велосипеде. Это, наверное, единственная сложность. С погодой проблем нет, как папа сказал, сезонности для велоезды не существует. В дождливую погоду ты не садишься на велосипед в обычной одежде, а обязательно надеваешь дождевик, велосипедные бахилы, чтобы защищали ноги от промокания. Зимой надеваешь термобелье, велосипедные лосины, одну кофту сверху и водонепроницаемую куртку, балаклаву, чтобы не замерзло лицо, очки, защитный шлем и тоже бахилы. Но лучше немного замерзнуть, чем тепло одеться и потом вспотеть, когда едешь.

Виталий: Акимат Алматы не особо следит за уборкой снега на велодорожках. Взять хотя бы для примера велодорожку на Каблукова, так вот по ней после снегопада едешь, как по полю. Мы как-то с Даниэлем взяли сноуборд, он на него встал и сфотографировали, как он катается по охваченной гололедом велодорожке. Потом закинули фото в Фейсбук и инстаграм, тэгнули акимат. На следующий день до обеда ее почистили. Что касается того, холодно ли зимой на велосипеде, то могу сказать, что при 29 градусах мороза комфортнее ездить на велосипеде, чем при 15 градусах холода.

– Были ли конфликты с автовладельцами на дороге?

Даниэль: В декабре мы ехали с папой из школы по проспекту аль-Фараби. Двигались в ряд: сначала ехал я, а за мной папа. Выехавшая на дорогу машина сначала сбила его, а потом меня. Получается, что нас обоих смело с дороги. Пришлось вызвать «скорую помощь», мне сделали перевязку, обработали рану на руке и ноге. Потом приехала дорожная полиция, зафиксировали происшествие, был суд и водителя признали виновным в ДТП.

Виталий: По решению суда он должен выплатить штраф в размере 40 тысяч тенге, потому что ничего серьезного не произошло, нанесен легкий вред здоровью.

Даниэль: Так как нас пока не считают полноправными участниками дорожного движения, то могут неуважительно разговаривать, могут просто перед тобой завернуть и сбить.

– Как полицейские относятся к происшествиям с велосипедистами на дороге?

Виталий: В этом отношении прогресс наблюдается каждый год. Дорожные полицейские ведут себя сейчас максимально культурно. Хотя 5-7 лет назад отношение было действительно плохое.

Мы недавно возвращались с Медеу и Даниэль слетел в снег из-за сугробов на дороге. Полицейские остановились, справились, все ли у нас в порядке. Это приятные изменения.

– Как изменилась твоя жизнь с тех пор, как ты стал заниматься велотуризмом?

Даниэль: Она стала интереснее. Потому что, когда ты едешь на машине, то не успеваешь все посмотреть. А на велосипеде можно остановиться, все посмотреть, пофотографировать. Мы с папой ездили на велосипедах из Алматы до Чарынского каньона, на горячие источники, на Иссык-Куль. По Киргизии путешествовали. За прошлый год папа накатал 15 тысяч км, я где-то 9,5 тысяч км. При этом на машине папа проехал только 10 тысяч км.

Виталий: Ездили в прошлом году летом в Ташкент. За два дня проехали 110 км. Успели рассмотреть много красивых мест, на машине этого бы не удалось. Хотя дома у нас стоят 4 машины и на них мы тоже ездим. Например, сегодня по делам я ездил на авто. Велотуризм это свобода, дух приключений.

– Ты говорил, что не хватает велопарковок.

Даниэль: Да. Но на них все равно опасно оставлять велосипеды, большая часть людей старается заносить их в здание. Например, недавно у папиного знакомого украли байк с парковки на «Атакенте». Перекусили тросик и уехали на его велосипеде. Но велосипед нашли в тот же день на «Саяхате».

Виталий: У меня тоже был случай с кражей велосипеда. За городом пастух схватил велик и на коне вместе с ним ускакал. Потом его нашли, конечно, но велосипеды часто воруют.

– Как на ваш взгляд можно популяризировать велоспорт в условиях города?

Даниэль: Организовывать больше велособытий, соревнований.

Виталий: Сейчас есть много желающих собраться вместе. Взять для примера хотя бы городские велопробеги, которые собирают до тысячи человек. Есть компании, которые выдают своим сотрудникам велосипеды в аренду, чтобы они могли ездить с работы домой и из дома на работу. Например, так поступает компания Nestle. Рядом с их офисом зимой 8-9 велосипедов стоит на парковке. Проект Almaty bike пользуется большой популярностью. Два прошлых года вообще были довольно насыщенными в контексте развития велокультуры в Алматы. Понемногу все больше людей будут пересаживаться на велосипеды. 

– Как твое окружение реагирует на твою любовь к велосипеду?

Даниэль: Когда я проеду какую-то большую дистанцию, то делаю проект на классном часе, рассказываю. Могут подойти несколько человек и спросить, как проехал, зачем.

– Как вы развиваете велоспорт?

Виталий: выкладываем в социальных сетях фотографии с наших велопробегов и веловстреч. Такая, знаете, спортивно-показательная агитация. Акимат Аламты тоже, конечно, организовывает велопробеги, но они вызывают несколько вопросов. Почему такие короткие дистанции? Зачем расходовать на них столько денег, которые, кстати, выделяются бюджета? В 2017 года на них было потрачено 96 млн тенге. Деньги идут на оплату работы ведущего, на призы и подарки участникам. Это перебор. Если разделить эту сумму на три части и хотя бы одну из них потратить на велодорожки и дорожные знаки, было бы гораздо больше пользы.

Поделитесь статьей

Подпишитесь на нашу рассылку

Вы успешно подписались!

Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.

Рекомендуемые статьи

Популярное

Данная публикация была выпущена в рамках проекта при финансовой/экспертной поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.

Партнеры проекта
© Common Sense, AUA group, 2016
Все права защищены
Пользовательское соглашение