Напишите свои данные и мы с вами свяжемся
С вами свяжутся в ближайшее время
Система городского велопроката работает сегодня в Алматы, Астане, Шымкенте и вот-вот запустится в Актау, но по числу арендуемых велосипедов Алматы лидирует. Летом горожане и гости города пользуются велосипедами круглосуточно. С одной стороны, это происходит благодаря низким тарифам, с другой – потому что те, кто регулярно и активно пользуются велосипедами, чувствуют себя счастливее, рассказала руководитель проекта.
Проект AlmatyBike реализует общественный фонд «Velocity.kz», у которого два учредителя – Павел Шегай и Алмагуль Касымова. Алмагуль, являющаяся также исполнительным директором фонда, поговорила с нами о достижениях системы на сегодняшний день и планах по ее развитию.
– Как зародился проект?
– Байкшеринг в Казахстане стартовал с того, что в 2014 году в Астане в тестовом режиме было запущено 40 велостанций с парком на 200 велосипедов. Он оказался очень успешным, жители его активно поддержали. В связи с этим в 2015 году количество велостанций было расширено до 150 штук, а велопарк до 1000 единиц. Наши французские партнеры, компания Smoove, зафиксировала, что в 2016 году количество велопрокатов доходило до 8 тысяч в день, то есть при парке в 1000 единиц в среднем каждый велосипед был в прокате 8 раз в день. Мы даже прекратили продажу абонементов, потому что пользователи не могли найти на станциях свободные велосипеды. В 2017 году активность использования велосипедов не уменьшилась, сейчас в среднем потребление системы составляет 3,5-4,5 тысяч прокатов в день.
Компания Smoove, которая реализует системы вело-проката в Москве и Париже, отметила, что это очень хороший показатель для Алматы и Астаны, где велоинфраструктура не очень развита.
– На опыте каких стран вы основывались при разработке проекта?
– Мы изучали опыт Чехии, России, в частности Москвы, смотрели на немецкую, французскую системы байкшеринга.
– Когда был запущен проект Almaty Bike?
– Официально проект стартовал в сентябре 2016 года.
В рамках первого этапа реализации в деловой части Алматы было запущено 50 станций с велопарком на 270 велосипедов. Жители города стали активно пользоваться велосипедами, но мы понимали, что 50 станций, расположенных в центре города, не сильно помогут разгрузить дорожное движение. Поэтому при поддержке государственного фонда «Самрук-Казына» и акимата Алматы в 2017 году был реализован второй этап проекта. Количество велостанций выросло до 200, а парк велосипедов увеличился до 1730 единиц. То есть в рамках второго этапа было закуплено и установлено 150 велостанций и завезено 1460 велосипедов.
– Для вас это способ заработать или социальная инициатива?
– Он для нас изначально был некоммерческим проектом и по линии «Самрук-Казына» реализовывался как социальный. Если обратите внимание на наши тарифы, то первые полчаса проката бесплатны. Для студентов и пенсионеров при оформлении абонементов действует скидка. Если годовой абонемент для обычных пользователей стоит 10 тысяч тенге, то для этих двух групп цена составляет 5 тысяч тенге. Повременная тарификация тоже небольшая, после первых бесплатных 30 минут час стоит 100 тенге, два часа 250 тенге.
Расстояние между станциями небольшое – 500-700 метров. Многие спрашивают, почему они расположены недалеко друг от друга, но мы изначально ориентировались на кратковременные поездки наших пользователей для того, чтобы больше жителей города вовлекались в велопроезд и активно пользовались системой. То есть, человек берет велосипед и едет из точки А до точки В, оставляет его там, затем велосипед берет другой человек и едет по своим делам.
Как таковых больших доходов от прокатов мы не получаем. Всю выручку направляем на поддержание и обслуживание системы. В месяц 2-3 раза мы проводим клиннинговую чистку велостанций, без выходных работает техслужба, которая забирает сломанные велосипеды со станций и отвозит их в мастерскую, где наши механики проводят техобслуживание велосипедов.
– Специалисты говорят, что ездить на велосипедах в городе с загрязненным воздухом небезопасно. Что вы об этом думаете?
– В нашей группе Telegram больше 170 активных пользователей, которые постоянно зимой и летом ездят на наших велосипедах, и по их откликам и комментариям можно судить, что пользование велосипедом улучшает самочувствие, поднимает настроение, сближает, помогает им организовывать общие веловыезды.
– Можно сравнивать проекаты велосипедов в Астане и Алматы?
– Я думаю, что это будет не очень корректно из-за разности в географическом расположении двух городов. В Астане больше прокатов, потому что город расположен на ровной плоскости.
В Алматы же есть верхняя и нижняя часть города. C верхних станций, в районе проспекта аль-Фараби, все велосипеды съезжаются вниз и остаются, в основном, на проспекте Абая. Маршруты вниз от проспекта Абая тоже популярны. Прокатов, когда пользователи едут снизу вверх, не так много. Это физически тяжело, велосипеды весят 25 кг.
Однако техническая служба дежурит с 8 до 4 утра, расфасовывая велосипеды по станциям. Они выгружают велосипеды с нижних станций на верхние, чтобы они были доступны для проката.
– Во сколько начинается день для пользователя проката в Алматы?
– Если анализировать данные нашей системы, то прокаты начинаются в 5 утра и заканчиваются в 4.30 следующего утра.
– В часы пик в нижней части города нет свободных велосипедов, а в западной части велопарковки заняты. Как решить эту проблему?
– Чтобы система функционировала, мы полностью поменяли состав менеджмента, который допустил погрешности в работе. Благодаря этому расфасовка велосипедов улучшилась.
– Сколько велосипедов арендуется, а сколько простаивает?
– В связи с дорожно-ремонтными работами в Алматы у нас демонтировано 20 велостанций. Как только станции вернутся в работу, простоев не будет.
– Каков портрет пользователя велосипедом?
– Возрастной диапазон пользователей в Алматы от 20 до 50 лет. При этом 60% наших клиентов – мужчины. Где-то 80% велосипедов используется местными жителями, так как в вечернее время автобусы забиты, на дорогах пробки. 20% наших клиентов являются нерезидентами нашей страны.
– Имеет ли езда на велосипеде сезонность?
– В Астане обычно мы закрываем сезон в конце октября – начале ноября, когда выпадает снег. В Алматы и в Шымкенте, где у нас тоже есть система велопроката, мы не закрываем сезон. Как только выпадает снег, мы переобуваем велосипеды в зимнюю резину, и они постоянно пользуются прокатом. Конечно, зимой прокатов меньшем, чем в теплое время года. В среднем совершается 300-500 прокатов в день, но это очень даже неплохой показатель для зимнего времени.
– Находясь под открытым небом, велосипеды не портятся?
– Они очень стойкие в различным погодным условиям: работают в диапазоне от 35 градусов жары до 60 градусов мороза. Наши велосипеды изготовлены из металла, который используется в авиации, он очень прочный и сама рама не портится. А то, что деформируется – например, колеса – мы меняем. В день порядка 15-20 велосипедов проходят техобслуживание. После ремонта – обратно на линии.
– Бывают ли случаи вандализма, когда люди портят велосипеды?
– Бывает, что срывают наклейки, снимают резиновые ручки.
– Вы за это кого-то штрафовали?
– За это нет, возможно, что это делает кто-то из прохожих. Сейчас мы нашли технологию, которая позволяет закрепить ручки так, что их невозможно снять. Но детали наших велосипедов, даже если их снимают, не подходят к другим велосипедам.
– Как вы оцениваете велосипедную инфраструктуру Алматы?
– Это велодорожки, станции с солнечной панелью, парковочные диапазоны и сами велосипеды. Сейчас велодоржки проложены вместо демонтированных трамвайных линий. В прошлом году совместно с ПРООН мы установили в Алматы два велобарометра, которые просчитывают количество велосипедистов.
– Почему такое отношение к велосипедистам на дороге?
– Культура формируется постепенно. Когда мы запускали систему AstanaBike было немного страшно ездить по обочине дороги, потому что автовладельцы специально подрезали, прижимали к бордюрам, я сама из-за этого падала 2-3 раза с велосипеда. Но сейчас велосипедистов уже нормально воспринимают на дорогах, потому что их с каждым годом становится все больше.
– AlmatyBike влияет на планирование новой инфраструктуры?
– Многие спрашивают нас, почему мы не делаем велодорожки. Этот вопрос не к нам, а к управлению транспорта и акимату города. Но не будь нашей системы, возможно, не было бы такой активности в использовании велотранспорта и, соответственно, не велось бы строительство велодорожек. А их число с каждым годом в Алматы и Астане увеличивается. У городских властей уже есть понимание, что велосипед является частью общей транспортной системы, а не предметом досуга.
– Планируете ли вы закупать дополнительные велосипеды?
– Пока нет. Мы хотим наладить работу с тем количеством велостанций и велосипедов, которые уже работают на линии. Дефицита велосипедов мы пока не видим. Кроме того, на сегодняшний день нет финансовой возможности закупить дополнительное оборудование.
– Сколько стоит велосипед?
– Сложно сказать, мы высчитываем систему в целом – велостанцию, велосипеды, велопарковку. Станции у нас на 6, 10, 12, 16, 24, 80 парковочных мест. Надо рассчитывать индивидуально.
– Вы не планируете расширяться в Алматы и Астане, но тем не менее пошли в регионы. Расскажите, как развивается система в Шымкенте и Актау?
– Что касается Актау, то, во-первых, это очень привлекательный для туристов город. Во-вторых, по ландшафту и климатическим условиям он очень удобен для пользования велосистемой. На прошлой неделе в тестовом режиме мы установили там 5 велостанций, которые пока еще официально не запущены. Мы сделаем это на следующей неделе. В Алматы у нас был такой же опыт: в 2014 году осенью мы установили 3 велостанции и наблюдали за востребованностью системы.
В Шымкенте проект заработал в июне 2016 года. Было запущено 40 велостанций на 200 велосипедов, и пока мы не увеличивали велопарк. В среднем там бывает 300-500 велопрокатов в день. Из-за жары днем прокатов мало, активность начинается в вечернее время.
Важно добавить, что нашей картой можно пользоваться в любом городе.
– Каковы ваши планы на следующий год?
– Стоимость повременной тарификации и абонементов не вырастет. Сейчас мы полностью прорабатываем вопрос автоматизации системы, то есть совершенствуем мобильное приложение, сайты. С этого года для наших пользователей стало доступно пополнение баланса через киви-терминалы, теперь дорабатываем систему, чтобы можно было пополнять баланс через киви-кошелек. Мы понимаем, что каждый год появляются новые тенденции, с наличными деньгами никто не работает, все хотят оперативности в обслуживании, чтобы можно было оплачивать через мобильный телефон.
– Как можно популяризировать велотранспорт?
– Велосипеды естественным образом становятся популярными. Но чем больше будет велодорожек, чем сильнее разовьется инфраструктура, тем больше людей будут пользоваться велосипедами. Когда мы только запускали наш проект в Астане и Алматы, основной частью наших пользователей была молодежь, теперь же мы видим, что контингент меняется в сторону работающей части населения.
Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.