14.11.2017 Автор: AUA Group

Алматы, крути педали!

В южной столице начал работу Альянс велосипедистов и пешеходов, который выбрал пилотную территорию для изучения и развития – ею стал университет Нархоз. Здесь уже проведены три исследования по европейской технологии и готовится строительство внутренних велодорожек. И сегодня мы разговариваем с организаторами этого проекта о том, как сделать велосипед популярным транспортом в Алматы.

11 января 2016 года аким южной столицы Бауыржан Байбек провел встречу с известным датским архитектором Яном Гейлом, во время которой он впервые заявил о переходе на концепцию «Алматы – город для велосипедистов и пешеходов, а не машин».

Поводом для таких новостей стала презентация книги Гейла «Город для людей», переведенной на казахский язык. Тогда алматинский градоначальник рассказал датскому урбанисту о планах развития мегаполиса до 2020 года, отметив, что при формировании плана активно использовались его рекомендации. В частности, концепция триединства – экономики, экологии и человеческого измерения. Ян Гейл в ответ поделился опытом, как убрать с улиц Алматы автомобили и развить вело-инфраструктуру. 

Минул год. За это время общая протяженность велодорожек в Алматы достигла 63 км, количество муниципальных велосипедов в пунктах проката превысило 2 тысячи единиц, открылось немало специализированных магазинов по продаже байков и активно заработали вело- и пешеходные сообщества. Казалось бы, условия для массового движения горожан на байках созданы, но жители и гости Алматы не торопятся рассекать по мегаполису на двухколесных средствах передвижения, ссылаясь на слабо развитую инфраструктуру и отвратительную культуру вождения автомобилистов, представляющую реальную опасность для жизни и здоровья. И хотя визуально в городской картине появились дорожки и велосипеды, по факту Алматы пока остается городом автомобилей и грузо-пассажирских перевозок.

На общественных началах

Ответом общества на новую программу акимата стал Альянс велосипедистов и пешеходов, который в июне 2017 года организовал наш фонд Common Sense при поддержке ПРООН-ГЭФ «Устойчивый транспорт г. Алматы» в партнерстве с университетом «Нархоз» и проектом Urban Talks.  Главная задача объединения сводится к популяризации велосипедного способа передвижения по южной столице и пешеходных инициатив.

Совместно с другими вело сообществами («Вело-Алматы», biketowork.kz) проводят с молодежью тематические лекции и дискуссии, велосипедные фестивали и форумы, и даже практические занятия по ремонту и обслуживанию байков. На примере своего университета Нархоз студенты- активисты Альянса исследуют прилегающие районы и разбираются, как сделать Алматы комфортнее для велосипедистов и пешеходов. Одним словом, самая продвинутая молодежь города личным примером вдохновляет других приобщаться к здоровому образу жизни и безопасному передвижению на улицах.

Асия Тулесова
Руководитель проекта, глава общественного фонда Common Sense

Идея создания Альянса долго витала в воздухе, так как мне хотелось объединить усилия всех алматинских вело сообществ и пешеходных движений по продвижению их интересов и систематизировать их совместную работу. И вот этим летом я решилась на создание нового общественного движения, сделав ставку на студенческую молодежь. Мы выиграли конкурс, организованный ПРООН, и получили грант в размере 3 миллионов тенге для реализации своих задумок и идей. Работает наш Альянс в рамках другого, более глобального проекта – «Устойчивый транспорт г. Алматы».

С июля работает страница Facebook «Альянс велосипедистов и пешеходов». Объединение уже проводит исследование велосипедной и пешеходной среды в районе двух кампусов университета Нархоз, как на пилотной территории. Также в следующем году будет открыта вело-мастерская и велошкола для всех алматинцев и организованы тематические велопробеги и конкурсы.

«Что касается протяженности городских велодорожек в 63 км и общего количества сдаваемых в аренду велосипедов, то на мой взгляд – это не показатель готовности Алматы к переходу на новую вело-пешеходную концепцию, – считает Ася Тулесова. – Нам важно знать – какого качества эти велодорожки, там ли они расположены, где должны быть с точки зрения безопасности и эргономики? Как передвигаются сейчас велосипедисты в Алматы и не вызывает ли их поведение нареканий у других участников дорожного движения? Только выяснив эту информацию, можно уверенно говорить о том, что у нас созданы все условия для вело-пешеходного пространства. Пока что можно констатировать, что в Алматы сейчас набирает популярность велодвижение, и это в немалой степени заслуга всех городских вело сообществ, включая наш молодой Альянс».    

Сама Ася несколько лет училась в Сан-Франциско, жители которого активно передвигаются на велосипедах, поэтому ей есть с чем сравнивать и, увы, не в нашу пользу.

«Многие наши граждане боятся пересаживаться на байки, потому что опасаются за свою жизнь и здоровье из-за низкой водительской культуры.  Посмотрите, как лихачат у нас на дорогах водители автобусов и машин. Даже специально выделенная для велосипедистов полоса не является гарантом их безопасности – шансы попасть под колеса водителей-лихачей весьма велики. Я уже не говорю о тех дорогах, где этой полосы нет. Поэтому переход на новую акиматовскую концепцию начинать надо с повышения культуры вождения на наших дорогах и в целом с уважением прав, интересов и свобод всех участников дорожного движения», – уверена она.

Для того, чтобы стимулировать алматинцев постепенно отказываться от личного автотранспорта в пользу альтернативных видов передвижения, нужно создать им необходимую материально-техническую базу, и главное, надо пересмотреть свое отношение к велосипедам, как к какому-то развлечению, уверена активистка. Ведь, байк, по ее мнению, это прежде всего весьма удобный, экономичный и экологичный способ ежедневного передвижения по городу.

«Надо открывать велошколы и велоклубы, агитировать руководителей предприятий и компаний, чтобы они поощряли своих сотрудников, передвигающихся по городу на великах. Не надо использовать при этом поверхностный пиар и наадеяться, что медиынйе персоны помогут этому процессу, они не пересядут со своих дорогих джипов на велосипед».

В ближайшее время представители вело сообществ Алматы планируют написать письма в компании Google Maps и 2GIS, чтобы они рассмотрели возможность прокладки в нашем городе маршрутов для пешеходов и велосипедистов. Сейчас в картах 2GIS Алматы представлен только для автомобилей, общественного транспорта и метро. В Google Maps пока не учтены существующие велосипедные дорожки и метро.

«Можно начать с того, что пересесть на велосипед и попробовать добраться на нем до своего вуза, а можно приходить в нашу команду и работать вместе с нами над такими системными вопросами, как карты Google Maps и 2GIS и многое другое», – предлагает активистка.

«Нархоз» как стартовая площадка

Гульшат Мухитдинова, заместитель декана АО «Университет Нархоз» по работе со студентами, координатор Альянса велосипедистов и пешеходов от университета, рассказывает, что активное участие в работе Альянса принимают 20 студентов вторых и третьих курсов.

«В августе у нас открылась международная школа кейсов по экологическим видам транспорта, в сентябре мы провели Ночь проектов, когда студенты создавали бизнес-кейсы и высказывали свои идеи о том, как популяризировать данный вид транспорта, как открыть велошколу и веломастерские возле нашего университета. Это было весьма полезное, конструктивное и важное общение, и что немаловажно – его результаты вполне применимы на практике», – поделилась Гульшат.

22 сентября студенты вуза провели День без автомобиля. Эта международная акция проводится с 1974 года, и сегодня в ней участвуют жители более 2000 городов из 40 стран мира. Администрация университета помогла организовать это мероприятие, перекрыв университетскую парковку по улице Джандосова, а студенты придумали и провели различные конкурсы, пригласили велоактивистов из велошколы и жителей ближайшего 10-го микрорайона.

Гульшат Мухитдинова
Заместитель декана АО «Университет Нархоз» по работе со студентами

Многие наши студенты признаются, что с удовольствие пересели бы в теплое время года на велосипеды, но у нас мало велодорожек в городе, да и культура вождения автомобилистов оставляет желать лучшего. Чтобы изменить ситуацию, мы планируем перейти к активизации работы с городскими властями. Без чиновников сложно будет что-то сделать. Надо идти на открытый диалог, чтобы быстрее запустить переход на концепцию «Алматы – город для велосипедистов и пешеходов, а не для машин».

22 сентября студенты вуза провели День без автомобиля. Эта международная акция проводится с 1974 года, и сегодня в ней участвуют жители более 2000 городов из 40 стран мира. Администрация университета помогла организовать это мероприятие, перекрыв университетскую парковку по улице Джандосова, а студенты придумали и провели различные конкурсы, пригласили велоактивистов из велошколы и жителей ближайшего 10-го микрорайона.

«Многие наши студенты признаются, что с удовольствие пересели бы в теплое время года на велосипеды, но у нас мало велодорожек в городе, да и культура вождения автомобилистов оставляет желать лучшего. Чтобы изменить ситуацию, мы планируем перейти к активизации работы с городскими властями. Без чиновников сложно будет что-то сделать, –полагает Гульшат. – Надо идти на открытый диалог, чтобы быстрее запустить переход на концепцию «Алматы – город для велосипедистов и пешеходов, а не для машин!»

Что касается ближайших планов наших вуза, здесь хотят провести велодорожку между двумя корпусами в районе улиц Джандосова и Домостроительной.

Голландский опыт

Алтынай Иманбекова, координатор проекта по исследованию городской среды, уверена, что городу катастрофически не хватает профессионального, взвешенного, объемного исследования городской среды.

«Зарубежные архитекторы, дизайнеры и планировщики, которых акимат приглашает для консультаций по застройке города, приезжают к нам с готовым решением, которое работает у них. А, как известно, практика зачастую отличается от теории – не все, что предлагают иностранцы, подходит нам. Например, я училась в Голландии и Бельгии, получала там высшее архитектурное и градостроительное образование, поэтому в своих исследованиях использую европейский опыт. Это универсальный по своей сути метод исследования городской среды, который подходит и к нашим условиям».

«Мой любимый пример организации велосипедного и пешеходного пространства – это Нидерланды. И в крупных и в провинциальных городах приоритет на дороге в последние 20 лет отдается велосипедистам и пешеходам. Там играет большую роль и ограничение автомобиля по скорости и развернутая сеть велодорожек. Прожив там 8 лет, я везде и всегда, в любую погоду передвигалась на велосипеде, поэтому мне есть с чем сравнивать. Считаю, что именно голландский опыт организации велосипедного движения наиболее перспективным и приемлемым для Алматы».

Эксперт присоединяется к мнению своих коллег о низкой культуре вождения на наших дорогах. 

«Многие алматинские водители вообще не обращают внимания на велосипедистов или воспринимают их как помеху на дороге. Наши водители зачастую даже не знают, как относиться к велосипедистам, а начинающие велосипедисты бояться, потому что не знают, как правильно себя вести на дороге, если нет специальной велодорожки. Надо менять свой менталитет, свою пассивную гражданскую сознательность, свое отношение к другим людям, приобщаться к мировым ценностям, стандартам и трендам, тогда ситуация измениться к лучшему. Мы все должны захотеть пересесть на велосипеды, а не только активисты»

Вместе со студентами Нархоза Алтынай села на велосипед и изучила три основных маршрута вокруг вуза, выясняя сильные и слабые стороны организации движения.

Алтынай Иманбекова
Координатор проекта по исследованию городской среды

За осень было проведено три типа исследований: опрос о предпочтениях студентов и преподавателей Нархоза, в ходе которого выяснялись причины, которые мешают им пересесть на велосипеды. Второе исследование оценивало состояние физической среды для велосипедистов, а третье – для пешеходов. Наша группа в своей работе пытается выяснить – в каком состоянии находится городская инфраструктура, и готова ли она для пешеходов и велосипедистов. Исследования в пилотной версии проведены на базе Нархоза, но в будущем планируется охватить им все вузы

«Мы делаем ставку на молодежь. Именно им проще первым массово пересесть на велосипеды, чего нельзя сказать о других категориях граждан. В целом, среднестатистический портрет алматинского велосипедиста выглядит сегодня так – это человек 24-50 лет, образованный, семейный, со средним достатком и с активной жизненной позицией. Также много тинейджеров гоняют на велосипедах».

«Промежуточные итоги наших исследований показывают, что пролегающие по улице Саина, Джандосова и Алтынсарина веломаршруты неудобны и небезопасны для велосипедистов, так как водители автомобилей и автобусов часто нарушают ПДД, создавая аварийную ситуацию на дороге, не замечают велосипедистов и не уступают им дорогу, хаотично паркуются и блокируют траекторию вдоль обочины. Условия для велосипедистов на мелких улицах – Юрия Кима и Улугбека – чуть лучше, там меньше автомобильного движения, но они не дотягивают до идеала, есть к чему стремиться. Ни о каких специализированных велодорожках в этом районе и речи не идет – их вообще там нет».

В данный момент группа разрабатывает стратегию развития велосипедного и пешеходного пространства в одном вузе и продумывает, как грамотно провести три вело маршрута между двумя кампусами Нархоза в квадрате улиц Саина, Алтынсарина, Джандосова и Улугбека.

«Важно обучать людей езде на велосипеде. Сами по себе велосипедисты не смогут реализовать в городе безопасные велодорожки и равные условия с автомобилистами – это может сделать только государство. Мониторинг, который проводит дорожная полиция, недостаточен: никто не знает ни точного количества велосипедистов в нашем городе, ни статистики штрафов, которым они и автомобилисты подвергаются за нарушение ПДД. Поэтому важно консолидировать усилия всех уполномоченных госорганов и общественных объединений, чтобы создать комфортные условия для велосипедного и пешеходного пространства», – подытоживает Алтынай.

Поделитесь статьей

Подпишитесь на нашу рассылку

Вы успешно подписались!

Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.

Рекомендуемые статьи

Популярное

Данная публикация была выпущена в рамках проекта при финансовой/экспертной поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.

Партнеры проекта
© Common Sense, AUA group, 2016
Все права защищены
Пользовательское соглашение