20.06.2017 Автор: AUA group

Появятся ли электробусы в Алматы?

В то время, как с дорожного полотна южной столицы выламывают трамвайные рельсы, в Алматы начались разговоры о запуске электробусов. Им приписывают чудесные экологические свойства, и загазованный город мог бы рассмотреть такую возможность пристальнее. Однако, давайте разберемся, так ли полезны электробусы.

Электробус – это пассажирское транспортное средство, движимое тяговым электроприводом, электроэнергия для которого запасается и хранится на борту в накопителе.

Первым электротранспортом можно считать электробат. Этот электромобиль был спроектирован и построен в 1894 году инженером-механиком Генри Моррисом и химиком Педро Саломом в Филадельфии. Созданный как небольшая версия аккумуляторного трамвая, это был медленный, тяжелый, непрактичный автомобиль со стальными шинами для поддержки огромного веса его большой свинцовой батареи  весом в 1600 фунтов.

Сегодня  электротранспорт стал гораздо практичнее и уже появился во многих странах мира. В современном виде один из первых  электробусов появился  в Китае. Он обслуживал  район в Большом Шанхае с 2006 года без каких-либо крупных технических проблем. Но особое распространение электротранспорт получил именно в последние годы. Например, в Тель-Авиве электробусы китайской компании BYD введены в эксплуатацию в 2016 году. В Минске несколько электромобилей отечественного производства  вышли на маршруты этой весной.

В некоторых странах, как и у нас, электротранспорт находится на стадии тестирования. Например, в Москве тестирование проходит финский электробус. Также в Париже в качестве эксперемента в январе 2017 года появились первые беспилотные электробусы шведского производства. Годом ранее  эта модель прошла испытания и в Стокгольме.

В Алматы первые электробусы были собраны компанией «Higer Quazar». Это симбиоз научно-технического центра «Парасат» и китайской компании «Higer», которая является второй в мире по производству автобусов. В свою очередь «Higer» производит автобусы под контролем шведской компании Scania.

Экологично и даже есть инвестор

По словам представителей «Higer Quazar», их электробусы не дают вредных выхлопов.

Зарядка электробуса «Higer Quazar» занимает 8-10 минут, и ее хватает на 70 км пути, при том, что средняя  длинна маршрута равна 25-30 км. Срок гарантии батареи – 8 лет.  Также электробусы «Higer Quazar» получили ОТТС (одобрение типа транспортного средства) Евразийского экономического пространства. По словам производителей, стоимость проезда на электробусе не будет выше, чем на автобусе.

Цена электробуса на 12 посадочных мест − около 250 000 долларов. Это примерно в два раза выше цены автобуса на газе. По словам производителей, вместимость электробуса − до 58 человек (12 посадочных мест). Завод планирует делать и бОльшие по вместимости модели, цена которых, соответственно, будет выше. 

Ерлан Стамбеков
Председатель наблюдательного совета компании «Higer Quazar»

В бизнесе есть такие понятия, как  «экономика покупки» и «экономика владения». С точки зрения «экономики покупки» электобусы не самые конкурентоспособные, но когда мы говорим об «экономике владения», при всех прочих равных условиях с газовыми, дизельными автобусами, вы получаете: во-первых, самую недорогую  заправку; во-вторых,  отсутствие расходов на все сопутсвующие материалы – масло, фильтры, что является огромной статьей расходов. Из этого следует третья выгода: исключается «человеческий фактор», то есть растрата и хищение

На сегодня собрано два тестовых электробуса, которые скоро выйдут на пробный маршрут по городу Алматы. «Higer Quazar» готовы приступить к выпуску электробусов и собрать в течение года около 1000 единиц транспорта. От акимата южной столицы необходимо предоставление мощностей для сети зарядных станций – требуется поставить дополнительные зарядки. Их строительство производитель также готов взять на себя.

Что касается финансовой части, то есть несколько вариантов реализции проекта. Первый − акимат закупает электробусы и зарядные станции на бюджетные средства.  Руководитель управления пассажирского транспорта Максут Исахов отметил, что «в настоящее время изучается экономическая сторона приобретения электробусов, так как стоимость данного вида транспорта намного дороже дизельного или газового автобуса».

«Higer Quazar» готовы сами стать инвесторами.

«Достигнута договоренность с рядом китайских инвестиционных компаний, которые готовы совместно с нашим заводом принять участие в программе лизинга, для того чтобы зайти как инвесторы в этот проект», – пояснил Нурлан Стамбеков.

Напрашивается резонный вопрос – если электробусы действительно такие чудесные, почему мы до сих пор не используем их?

Главное – тщательно примерить

Руководитель «Алматыэлектротранс» Ризван Цинаев считает, что задача производителей этих автобусов – их продать. 

Ризван Цинаев
Руководитель «Алматыэлектротранс»

Это же огромные деньги, поэтому мы тщательно тестируем их. Вы же в магазине смотрите вещь. Обдумываете, как ее можно носить, что это за ткань. Перед покупкой мы что делаем? Меряем, пробуем, правильно? Вот мы и собираемся попробовать, – говорит эксперт. – Еще мы ездили по семи городам, смотрели, как используют электроавтобусы, насколько массово. Массового использования нигде нет, потому что нет инфраструктуры (заправок) и стоимость перехода на электротранспорт высокая. Допустим, в Польше собираются в ближайшие 2-3 года закупать до 100 электробусов. Но эту программу оплачивает Евросоюз. Это не кредитные деньги, это гранты.

Как видим, основные причины отсутсвия электробусов на улицах Алматы − это их стоимость и неопробованность.

Кроме того, существует мнение, что и их экологичность – вопрос неоднозначный. Да, у электробусов нет вредных  выхлопов, что и относит их чистому виду транспорта. Но электроэнергия, за счет которой они  передвигается, производится тепловыми электростанциями, которые, в свою очередь, те еще «коптильщики»  воздуха. Этот пункт особенно критичен для Алматы, так как ТЭЦ-2 до сих пор топится углем.

 «Если вы используете угольные электростанции для производства электроэнергии, то все электричество выглядит не намного лучше, чем традиционный автомобиль с точки зрения парниковых газов», – рассказывает Вирджиния Макконнелл, экономист экологической исследовательской фирмы Resources for future в статье «Tesla’s Electric Cars Aren’t as Green as You Might Think».

Исследование, проведенное в Университете штата Северная Каролина, утверждает, что электротранспорт не уменьшит выбросы загрязняющих веществ в Америке, даже если он составит 42% всех пассажирских автомобилей в стране. Отсутствие прямых выбросов от электротранспорта будет компенсировано увеличением выбросов от электростанций, которые генерируют электроэнергию, необходимую для их питания, считают авторы статьи «The 4 Biggest Arguments Against Electric Cars – and Why They're Completely Wrong».

Даже Китай, родина крупнейшего производителя электробусов Higer, признает эту проблему.

«Исследования Университета Цинхуа ставят под сомнение мудрость агрессивного продвижения электротротранспортных средств, которые, по мнению университета, не могут считаться экологически чистыми в течение по крайней мере десятилетия во многих районах Китая, если реформа энергосистемы не ускорится. Китай планирует преобразовать энеросистему в возобновляемые виды топлива или технологии чистого угля в рамках усилий по сокращению выбросов углекислого газа на 60 процентов к 2020 году», − говорится в статье «In coal-powered China, electric car surge fuels fear of worsening smog».

Электробусы были бы действительно экологичным видом транспорта для Алматы, если бы местные электростанции работали на чистых источниках энергии, и не отравляли бы атмосферу столь старательно. Но до тех пор, пока город топится высокозольным углем, менять  привычный транспорт на электрический не столь принципиально.

Поделитесь статьей

Подпишитесь на нашу рассылку

Вы успешно подписались!

Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.

Рекомендуемые статьи

Популярное

Данная публикация была выпущена в рамках проекта при финансовой/экспертной поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.

Партнеры проекта
© Common Sense, AUA group, 2016
Все права защищены
Пользовательское соглашение