22.08.2018 Автор: AUA Group

Люди на велосипедах чувствуют себя счастливее

Система городского велопроката работает сегодня в Алматы, Астане, Шымкенте и вот-вот запустится в Актау, но по числу арендуемых велосипедов Алматы лидирует. Летом горожане и гости города пользуются велосипедами круглосуточно. С одной стороны, это происходит благодаря низким тарифам, с другой – потому что те, кто регулярно и активно пользуются велосипедами, чувствуют себя счастливее, рассказала руководитель проекта.

Проект AlmatyBike реализует общественный фонд «Velocity.kz», у которого два учредителя – Павел Шегай и Алмагуль Касымова. Алмагуль, являющаяся также исполнительным директором фонда, поговорила с нами о достижениях системы на сегодняшний день и планах по ее развитию.

– Как зародился проект?

– Байкшеринг в Казахстане стартовал с того, что в 2014 году в Астане в тестовом режиме было запущено 40 велостанций с парком на 200 велосипедов. Он оказался очень успешным, жители его активно поддержали. В связи с этим в 2015 году количество велостанций было расширено до 150 штук, а велопарк до 1000 единиц. Наши французские партнеры, компания Smoove, зафиксировала, что в 2016 году количество велопрокатов доходило до 8 тысяч в день, то есть при парке в 1000 единиц в среднем каждый велосипед был в прокате 8 раз в день. Мы даже прекратили продажу абонементов, потому что пользователи не могли найти на станциях свободные велосипеды. В 2017 году активность использования велосипедов не уменьшилась, сейчас в среднем потребление системы составляет 3,5-4,5 тысяч прокатов в день.

В 2017 году количество велостанций в Астане расширилось до 180 станций, а велопарк составил 1280 велосипедов.  

Компания Smoove, которая реализует системы вело-проката в Москве и Париже, отметила, что это очень хороший показатель для Алматы и Астаны, где велоинфраструктура не очень развита. 

– На опыте каких стран вы основывались при разработке проекта?

– Мы изучали опыт Чехии, России, в частности Москвы, смотрели на немецкую, французскую системы байкшеринга.

– Когда был запущен проект Almaty Bike?

– Официально проект стартовал в сентябре 2016 года.

В рамках первого этапа реализации в деловой части Алматы было запущено 50 станций с велопарком на 270 велосипедов. Жители города стали активно пользоваться велосипедами, но мы понимали, что 50 станций, расположенных в центре города, не сильно помогут разгрузить дорожное движение. Поэтому при поддержке государственного фонда «Самрук-Казына» и акимата Алматы в 2017 году был реализован второй этап проекта. Количество велостанций выросло до 200, а парк велосипедов увеличился до 1730 единиц. То есть в рамках второго этапа было закуплено и установлено 150 велостанций и завезено 1460 велосипедов.

Стоит отметить, что наши станции не потребляют городскую электроэнергию. Они работают за счет накапливаемой солнечной энергии, то есть это абсолютно экологически-чистый вид транспорта. 

– Для вас это способ заработать или социальная инициатива?

– Он для нас изначально был некоммерческим проектом и по линии «Самрук-Казына» реализовывался как социальный. Если обратите внимание на наши тарифы, то первые полчаса проката бесплатны. Для студентов и пенсионеров при оформлении абонементов действует скидка. Если годовой абонемент для обычных пользователей стоит 10 тысяч тенге, то для этих двух групп цена составляет 5 тысяч тенге. Повременная тарификация тоже небольшая, после первых бесплатных 30 минут час стоит 100 тенге, два часа 250 тенге.

Расстояние между станциями небольшое – 500-700 метров. Многие спрашивают, почему они расположены недалеко друг от друга, но мы изначально ориентировались на кратковременные поездки наших пользователей для того, чтобы больше жителей города вовлекались в велопроезд и активно пользовались системой. То есть, человек берет велосипед и едет из точки А до точки В, оставляет его там, затем велосипед берет другой человек и едет по своим делам.

На данный момент 80% прокатов совершается бесплатно, потому что жители города паркуют велосипеды каждые полчаса. В связи с этим баланс у них не списывается. Бывают пользователи, которые закидывают на годовой абонемент 1-2 тысячи тенге и на эти деньги в течение года катаются.

Как таковых больших доходов от прокатов мы не получаем. Всю выручку направляем на поддержание и обслуживание системы. В месяц 2-3 раза мы проводим клиннинговую чистку велостанций, без выходных работает техслужба, которая забирает сломанные велосипеды со станций и отвозит их в мастерскую, где наши механики проводят техобслуживание велосипедов.

– Специалисты говорят, что ездить на велосипедах в городе с загрязненным воздухом небезопасно. Что вы об этом думаете?

– В нашей группе Telegram больше 170 активных пользователей, которые постоянно зимой и летом ездят на наших велосипедах, и по их откликам и комментариям можно судить, что пользование велосипедом улучшает самочувствие, поднимает настроение, сближает, помогает им организовывать общие веловыезды.

– Можно сравнивать проекаты велосипедов в Астане и Алматы?

– Я думаю, что это будет не очень корректно из-за разности в географическом расположении двух городов. В Астане больше прокатов, потому что город расположен на ровной плоскости.

В Алматы же есть верхняя и нижняя часть города. C верхних станций, в районе проспекта аль-Фараби, все велосипеды съезжаются вниз и остаются, в основном, на проспекте Абая. Маршруты вниз от проспекта Абая тоже популярны. Прокатов, когда пользователи едут снизу вверх, не так много. Это физически тяжело, велосипеды весят 25 кг.  

Однако техническая служба дежурит с 8 до 4 утра, расфасовывая велосипеды по станциям. Они выгружают велосипеды с нижних станций на верхние, чтобы они были доступны для проката.

– Во сколько начинается день для пользователя проката в Алматы?

– Если анализировать данные нашей системы, то прокаты начинаются в 5 утра и заканчиваются в 4.30 следующего утра.

– В часы пик в нижней части города нет свободных велосипедов, а в западной части велопарковки заняты. Как решить эту проблему?

– Чтобы система функционировала, мы полностью поменяли состав менеджмента, который допустил погрешности в работе. Благодаря этому расфасовка велосипедов улучшилась.

Сейчас мы прорабатываем вопрос парковок overflow – возможность парковать велосипеды рядом со станциями, если они полностью заняты. Пользователь может припарковать велосипед на тросс, и система его засчитывает. В ближайшее время мы внедрим эту систему.

– Сколько велосипедов арендуется, а сколько простаивает?

– В связи с дорожно-ремонтными работами в Алматы у нас демонтировано 20 велостанций. Как только станции вернутся в работу, простоев не будет.

– Каков портрет пользователя велосипедом?

– Возрастной диапазон пользователей в Алматы от 20 до 50 лет. При этом 60% наших клиентов – мужчины. Где-то 80% велосипедов используется местными жителями, так как в вечернее время автобусы забиты, на дорогах пробки. 20% наших клиентов являются нерезидентами нашей страны.

– Имеет ли езда на велосипеде сезонность?

– В Астане обычно мы закрываем сезон в конце октября – начале ноября, когда выпадает снег. В Алматы и в Шымкенте, где у нас тоже есть система велопроката, мы не закрываем сезон. Как только выпадает снег, мы переобуваем велосипеды в зимнюю резину, и они постоянно пользуются прокатом. Конечно, зимой прокатов меньшем, чем в теплое время года. В среднем совершается 300-500 прокатов в день, но это очень даже неплохой показатель для зимнего времени.

– Находясь под открытым небом, велосипеды не портятся?

– Они очень стойкие в различным погодным условиям: работают в диапазоне от 35 градусов жары до 60 градусов мороза. Наши велосипеды изготовлены из металла, который используется в авиации, он очень прочный и сама рама не портится. А то, что деформируется – например, колеса – мы меняем. В день порядка 15-20 велосипедов проходят техобслуживание. После ремонта – обратно на линии.

– Бывают ли случаи вандализма, когда люди портят велосипеды?

– Бывает, что срывают наклейки, снимают резиновые ручки.

– Вы за это кого-то штрафовали?

– За это нет, возможно, что это делает кто-то из прохожих. Сейчас мы нашли технологию, которая позволяет закрепить ручки так, что их невозможно снять. Но детали наших велосипедов, даже если их снимают, не подходят к другим велосипедам.

– Как вы оцениваете велосипедную инфраструктуру Алматы?

– Это велодорожки, станции с солнечной панелью, парковочные диапазоны и сами велосипеды. Сейчас велодоржки проложены вместо демонтированных трамвайных линий. В прошлом году совместно с ПРООН мы установили в Алматы два велобарометра, которые просчитывают количество велосипедистов.

Активность пользования очень хорошая, но полноценному пользованию мешают водители, которые паркуются на велодорожках. Если бы управление дорожной полиции ужесточило ответственность за это, то активность пользования дорожками выросла бы в разы.

– Почему такое отношение к велосипедистам на дороге?

– Культура формируется постепенно. Когда мы запускали систему AstanaBike было немного страшно ездить по обочине дороги, потому что автовладельцы специально подрезали, прижимали к бордюрам, я сама из-за этого падала 2-3 раза с велосипеда. Но сейчас велосипедистов уже нормально воспринимают на дорогах, потому что их с каждым годом становится все больше.

AlmatyBike влияет на планирование новой инфраструктуры?

– Многие спрашивают нас, почему мы не делаем велодорожки. Этот вопрос не к нам, а к управлению транспорта и акимату города. Но не будь нашей системы, возможно, не было бы такой активности в использовании велотранспорта и, соответственно, не велось бы строительство велодорожек. А их число с каждым годом в Алматы и Астане увеличивается. У городских властей уже есть понимание, что велосипед является частью общей транспортной системы, а не предметом досуга.

– Планируете ли вы закупать дополнительные велосипеды?

– Пока нет. Мы хотим наладить работу с тем количеством велостанций и велосипедов, которые уже работают на линии. Дефицита велосипедов мы пока не видим. Кроме того, на сегодняшний день нет финансовой возможности закупить дополнительное оборудование.

– Сколько стоит велосипед?

– Сложно сказать, мы высчитываем систему в целом – велостанцию, велосипеды, велопарковку. Станции у нас на 6, 10, 12, 16, 24, 80 парковочных мест. Надо рассчитывать индивидуально.

Во всем мире такие проекты относятся к муниципалитетам. Например, в Москве проект Велобайк.ру содержит администрация города. Байкшеринг нигде не является самоокупаемым – для этого тарифы должны быть высокими, а для жителей это будет накладно. У нас уже был такой опыт: весной 2017 года тарифы увеличились с 5 до 10 тысяч тенге из-за роста курса евро. Пользователи были возмущены, но мы объяснили, что закупаем часть оборудования во Франции.

– Вы не планируете расширяться в Алматы и Астане, но тем не менее пошли в регионы. Расскажите, как развивается система в Шымкенте и Актау?

– Что касается Актау, то, во-первых, это очень привлекательный для туристов город. Во-вторых, по ландшафту и климатическим условиям он очень удобен для пользования велосистемой. На прошлой неделе в тестовом режиме мы установили там 5 велостанций, которые пока еще официально не запущены. Мы сделаем это на следующей неделе. В Алматы у нас был такой же опыт: в 2014 году осенью мы установили 3 велостанции и наблюдали за востребованностью системы.

За неделю в наш колл-центр поступило 300 звонков от жителей Актау, которые интересовались, когда будет запуск, как пользоваться системой, будет ли расширена территория велостанций.

В Шымкенте проект заработал в июне 2016 года. Было запущено 40 велостанций на 200 велосипедов, и пока мы не увеличивали велопарк. В среднем там бывает 300-500 велопрокатов в день. Из-за жары днем прокатов мало, активность начинается в вечернее время.

Важно добавить, что нашей картой можно пользоваться в любом городе.

– Каковы ваши планы на следующий год?

– Стоимость повременной тарификации и абонементов не вырастет. Сейчас мы полностью прорабатываем вопрос автоматизации системы, то есть совершенствуем мобильное приложение, сайты. С этого года для наших пользователей стало доступно пополнение баланса через киви-терминалы, теперь дорабатываем систему, чтобы можно было пополнять баланс через киви-кошелек. Мы понимаем, что каждый год появляются новые тенденции, с наличными деньгами никто не работает, все хотят оперативности в обслуживании, чтобы можно было оплачивать через мобильный телефон.

– Как можно популяризировать велотранспорт?

– Велосипеды естественным образом становятся популярными. Но чем больше будет велодорожек, чем сильнее разовьется инфраструктура, тем больше людей будут пользоваться велосипедами. Когда мы только запускали наш проект в Астане и Алматы, основной частью наших пользователей была молодежь, теперь же мы видим, что контингент меняется в сторону работающей части населения.  

Поделитесь статьей

Подпишитесь на нашу рассылку

Вы успешно подписались!

Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.

Рекомендуемые статьи

Популярное

Данная публикация была выпущена в рамках проекта при финансовой/экспертной поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.

Партнеры проекта
© Common Sense, AUA group, 2016
Все права защищены
Пользовательское соглашение