24.11.2019 Автор: AUA Ggroup

Доказано: ТЭЦ загрязняют воздух Алматы во много раз больше, чем транспорт. Акимат об этом знает.

Директор фор­сайт-­агентства EXIMAR Айман Турсынкан много лет занимается исследованиями экосистемы Алматы. Последнее было проведено в прошлом году по заказу самого акимата и доказало: никакие пробки не отравляют воздух так, как это делают три алматинские ТЭЦ. В интервью AUA Айман рассказала, как город оказался на грани экологической катастрофы и кто за это в ответе.

Справка: Айман Турсынкан провела три ключевых исследования, затрагивающих экологические проблемы Алматы:
– 2015 год – анализ производственного экологического мониторинга деятельности дочерних организаций «Самрук-Энерго». В том числе АлЭС-холдинга, объединяющего три алматинские ТЭЦ, Капчагайскую ГЭС и другие источники энергии, обслуживающие Алматинскую область.
– 2017 год – комплексное исследование, включающее состояние экосистемы четырех крупнейших агломераций Казахстана – Шымкентской, Алматинской, Актюбинской и Астанинской по заказу Министерства национальной экономики.
– 2018 год – стратегия развития Алматы до 2050 года. Самый важный аспект этой работы – экосистема и ресурсная емкость алматинской агломерации: это сам Алматы, его города-спутники и 263 населенных пункта вокруг. Заказ Центра развития города Алматы, дочернего предприятия акимата.

 

1. Около 70% загрязняющих веществ выбрасывают в воздух три ТЭЦ и котельные на угле.

Это главный вывод, который мы представили акимату, говоря о городском воздухе: ТЭЦ загрязняют его намного сильнее, чем транспорт. Свою лепту в смог также вносят 18 автономных котельных в городе и 48 – в Алматинской области. Они принадлежат различным бюджетным объектам – организациям здравоохранения и пенитенциарной системы, производственным предприятиям. Большинство котельных работают на угле.

AUA: Результаты ваших исследований доступны публично?

Айман: Нет, они закрыты от общества, потому что наши выводы сильно расходятся с официальными данными. Мы опровергли ложные представления акимата об экологической ситуации в Алматы – те сведения, которые в ущерб здоровью населения служили основанием для различных программ по развитию города.

AUA: И какой была реакция акимата?

Крайне негативной. Нам заявили, что данные зарубежных консультантов демонстрируют другую картину. Что наши тезисы спорные, и надо всё перепроверить. Чтобы опровергнуть наши выводы, были задействованы мощные силы – местные исполнительные органы власти, сторонние службы, исследовательские организации.

Каждый свой тезис нам приходилось отстаивать в жарких спорах. И мы это сделали. Все наши цифры доказаны, свидетельство тому – подписанные акты выполненных работ. А также тот факт, что некоторые наши данные были использованы в отчетах Байбека. Правда, в приглаженном виде.

 

2. Система очистки выбросов наших ТЭЦ неэффективна на 37%.

AUA: Как вы показывали, что именно ТЭЦ лидирует в загрязнении города?

Методология простая, она доступна на сайте Комитета по статистике. Наша страна присоединилась к международным соглашениям, согласно которым на угольную энергетику наложены требования по выплатам за эмиссии – чтобы минимизировать выбросы CO2 в атмосферу. Комитет следит за выполнением этих требований и ведет мониторинг уровня выбросов по регионам Казахстана.

В официальной статистике уровень загрязнения окружающей среды отображают две цифры: выбросы до очистки и после. Цифру “до” дает научная методология расчета. Это работает так: есть нормы затрат топлива на производство определенных объемов тепловой энергии. По ним высчитывается тоннаж угля и приблизительный объем выбросов при его сгорании. А потом само предприятие присылает отчет: сколько выбросов они очистили и сколько ушло в атмосферу без очистки. Это цифра “после”.

Узнать, насколько последняя цифра правдива и действительно ли соблюдается объем очистки, помогают только проверки. Если предприятия превысили план ПДВ (предельно допустимых выбросов), на них накладываются санкции и штрафы. И отсюда вытекает третья цифра выбросов. Она не афишируется, но ее можно отследить по сумме выплат за превышения нормативов ПДВ.

 

Эта цифра у нас есть. Неочищенные выбросы, которые так и ушли в атмосферу, в 2006 году составляли 4.85 тысяч тонн. В 2018 году – 10,4 тысяч тонн.

 

Мы проанализировали ситуацию с 1992 по 2018 годы и заметили: в 2012 году после жестких плановых проверок на ТЭЦ были наложены гигантские штрафы. 

Айман Турсынкан
Директор фор­сайт-­агентства EXIMAR, исследователь

Мы доказали, что 37% операционных затрат трех ТЭЦ в составе АлЭС уходят исключительно на оплату штрафов за превышение ПДВ. То есть, на 37% система очистки выбросов алматинских ТЭЦ не работает. И это только то, когда они были пойманы за руку.

3. ТЭЦ уводят от ответственности. Жителей обманывают, перекладывая вину за загрязнение воздуха на автотранспорт.

AUA: С выбросами ТЭЦ понятно. А как считаются транспортные выбросы?

Они зависят от количества машин, вида и качества используемого топлива, от мощности двигателей и других показателей. Берется количество зарегистрированных единиц автотранспорта, и их выбросы считаются суммарно.

AUA: Сколько сейчас транспорта зарегистрировано в Алматы?

 

594 тысячи единиц – это данные ГАИ. Помимо того, ежедневный трафик неалматинского транспорта составляет 680 тысяч единиц – это транзит через город.

 

Данные получены с камер наблюдения с наибольшими узловыми потоками: из Карасайского района, с Илийского тракта, Кульджинского и Талгарского трактов.

Вот в чем проблема с подсчетом выбросов автотранспорта: они априори считаются неочищенными. Это неверно – у двигателей внутреннего сгорания есть своя система очистки. Соответственно, когда акимат говорит о том, что 80% выбросов в атмосферу – от автотранспорта, сравнивает цифры, которые на самом деле сопоставить тяжело: объем неочищенных выбросов автотранспорта с очищенными выбросами ТЭЦ. Получается, ТЭЦ верят на слово, что после очистки у них сниженный объем эмиссии, хотя их регулярные штрафы за превышение ПДВ говорят об обратном. А автотранспорт при этом якобы генерирует эмиссию в полном объеме.

 

Если сравнивать сопоставимые единицы, то соотношение выбросов другое: 80% генерирует энергокомплекс и только 20% – транспорт.

 

Мы не умаляем уровень загрязнения от автотранспорта. Мы хотим показать, что ТЭЦ уводят от ответственности и обманывают жителей.

Наше последнее исследование – прогноз развития Алматы до 2050 года – принимали около 20 проверяющих. Каждый из них пытался доказать, что мы неправы, называя ТЭЦ главным виновником загрязнения воздуха в Алматы. Ради этого они сутками копались в той же информации, проверяли наши цифры и источники. Обращались к независимым организациям экологического мониторинга и предоставили нам их данные – выборочные замеры уровня загрязнения воздуха за 2016 и 2017 годы в выборочных точках Алматы.

Мы наложили результаты независимого мониторинга на карту города. И стало видно: точки наибольшего загрязнения – в опасной близости от ТЭЦ. Это тут же попытались списать на пробки. Тогда мы и их добавили на карту: десять узловых пробок на территории Алматы, которые всегда показывают 9-ку по 10-бальной шкале интенсивности. Не совпало. А вот с расположением и радиусом распространения облака от трех ТЭЦ – совпало.

4. 15% частных домов в Алматы на автономном отоплении – это четвертая ТЭЦ.

Это еще одна проблема. Алматы газифицирован не на 100%: магистральные трубопроводы вроде бы есть везде, но к ним подключены не все жилье. Серьезный объем выбросов осуществляет частный сектор – дома на автономном отоплении. Более 15% из них до сих пор используют солярку, топочный мазут, уголь. Суммарно это примерно равно четвертой ТЭЦ.

AUA: 15% - откуда взялась эта цифра?

Мы посчитали жилье, которое подключено к центральным сетям и питается от ТЭЦ. У нас была карта Алматы и штриховка с примерным процентом покрытия районов центральными сетями. Выяснилось, что около трех из восьми районов Алматы не покрывается вообще или только частично покрывается газовыми сетями. Там автономное теплоснабжение, и одна часть жилья – на газовых котлах, а другая – на угольном, мазутном и солярчатом топливе.

Работа была сложной, четыре месяца у нас ушло на перепроверку этих данных. Все это мы оформили в карту городского метаболизма – ресурсов, которые мы потребляем, и отходов, которые мы производим. Метаболизм напрямую влияет на экосистему города и здоровье жителей. Чтобы увидеть эту взаимосвязь, достаточно проанализировать статистику заболеваний. Что мы и сделали дальше.

 

5. Вспышки заболеваний в Алматы совпадают с увеличением штрафов за превышение норм ПДВ. Конкретные виновники – три ТЭЦ.

В Алматы наиболее высокий процент заболеваний дыхательных путей, аллергических ринитов и астмы по Казахстану, повышена доля первичного бесплодия среди молодежи. Уровень распространения раковых заболеваний у нас – такой же, как на территории Семипалатинского полигона.

AUA: Статистика заболеваемости связана со статистикой выбросов ТЭЦ?

Да. У нас были данные зарегистрированных и хронических больных, стоящих на учете по разным заболеваниям. Мы взяли три: гипертонию, дыхательные пути и онкологию. На всех сработали одни и те же триггеры – превышение ПДВ со стороны ТЭЦ.

Мы работали с данными по заболеваемости с 1998 года. Когда период такой длинный, явно видна закономерность: вспышки заболеваний повторяются. Чтобы понять, с чем они связаны и почему их число растет, мы взяли данные в разрезе районов города и Алматинской области. Это Талгарский, Илийский, Карасайский, Енбекшиказахский и Жамбылский районы, они примыкают к городу и составляют с ним единую урбаносистему.

Анализировали всё: плотность населения, экономическую активность, источники и уровень загрязнения, здравоохранение. 

Айман Турсынкан
Директор фор­сайт-­агентства EXIMAR, исследователь

Когда мы собрали и связали все аспекты воедино в большой excel-книге, стали понятны причины всплесков заболеваемости. Они совпали с увеличением штрафов за ПДВ. Это 2012, 2015, 2017 годы, первое полугодие 2018-го. Поступления в бюджет по штрафам за нарушение экологических стандартов растет – и тут же увеличивается заболеваемость. Это не может быть совпадением!

На примере 2015 года нам удалось документально подтвердить эту связь. У нас был доступ к актам взысканий со стороны территориального органа по экологии. Документы датировались определенным числом и указывали объемы выбросов. Превышения норм совпали со вспышками заболеваемости. Конкретные виновники – ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3.

6. Ядовитое облако от выбросов ТЭЦ-3 висит над городом и не рассеивается.

AUA: В каком районе Алматы сейчас самый загрязненный воздух, и где самая сложная статистика по заболеваниям?

Между Алмалинским и Бостандыкским районами. Между Райымбека и Гоголя и от Сейфуллина до Восточной объездной – первое пятно. Второе – над Алатауским районом, это дислокация ТЭЦ-3. Там самый высокий уровень загрязнения.

Проблема не только в самих выбросах, а еще и в специфике горно-долинной циркуляции воздуха. У нас очень слабый ветровой режим. Облако, которое возникает над ТЭЦ-3, болтается над Мамыром и Аксаем и доходит до Орбиты. А это спальные районы с очень высокой заселенностью. Облако висит над городом, оно никуда не уходит, не рассеивается.

Переход на электротранспорт, который пропагандировал Байбек, лишь усугубит эту проблему. Нет смысла пересаживать людей на электромобили, а электроэнергию производить на угольных ТЭЦ! Так вы только увеличите выбросы.

7. Как решить проблему выбросов?

Переходить на возобновляемые источники энергии, внедрять стандарты строительства, строить мусоросжигающие заводы.

 

Потребность Алматы в электроэнергии зимой – примерно 6,5 тысяч гигакалорий в час. Газ дает только 20% этого объема. Мойнакская ГЭС, Капчагайская ГЭС, ветровые установки по официальной статистике покрывают лишь 6% потребности в электроэнергии. Все остальное – от сжигаемого угля.

 

Почему у нас не развивается альтернативная энергетика? Мы предлагаем инвесторам строить солнечные парки, ветровые станции, гидроэлектростанции. Обещаем закуп электроэнергии по “зеленым” тарифам, говорим, что инвестиции окупятся менее чем за 3 года. Шикарные условия! Но ни один такой проект не состоялся.

Никакой инвестор не станет вкладывать деньги в то, у чего нет рыночной адекватности. Гринтарифы на 2017 год – 45 тг за один кВт, а угольная энергетика продает по 8 тг за кВт. Разница несопоставимая! Пока есть дешевая энергетика, и на нее не накладываются выплаты за эмиссии по европейскому тарифу – 12 долларов за тонну, кто будет переплачивать за “зеленую”?

AUA: Какое решение вы предлагаете?

Нам нужна массовая энергетика. Можно пойти европейским путем. У них строительные нормы включают жесткое положение: нельзя ввести в эксплуатацию объект, если не обеспечить его автономной электроэнергией и теплом. От наших частных девелоперов и застройщиков такого не требуют. А если бы это правило было закреплено на муниципальном уровне, застройщики были бы вынуждены искать выход.

Что мы предлагали? С 1 января 2018 года корпоративный подоходный налог, который раньше взимался в республиканский бюджет, уходит в местный. Для Алматы это – пополнение в 252 миллиарда тенге ежегодно. Эти деньги можно потратить на муниципальный лизинг.

Система такая: коммерческая недвижимость потребляет электроэнергию и тепло, которого не хватает в бюджетной сфере. Мы перенаправляем эту энергию в больницы и школы, а бизнесу предоставляем муниципальный лизинг. Объявляем конкурс и выбираем компанию, которая ставит на эту недвижимость энергоэффективные установки, а потом сама собирает коммунальные платежи. Здания становятся независимы от центральных сетей, комуслуги для жителей не дорожают, а инвестор получает на это беспроцентный или льготный заем. Мы сделали финансовый расчет для среднестатистического ЖК. Инвестиции на энергоэффективные установки окупаются за 5 лет, дальше чистая прибыль.

Мы предоставили акимату все эти предложения, и также свои идеи по утилизации твердо-бытовых отходов.

 

В Алматы в год производится примерно 600 кг мусора на душу населения. На этот объем городу будет достаточно двух мусоросжигающих заводов. Мы посчитали: за счет сжигания мусора заводы смогут вырабатывать примерно 200 мегаватт тепловой энергии в час. И заодно решат проблему полигонов и загрязнения грунтовых вод.

 

AUA: Сортировка – не вариант?

Нет. Почему загнулся мусоросортировочный цех Алматы, несмотря на гигантский объем пластиковых отходов? Он существовал на дотационной подушке. Из 600 кг мусора можно было извлечь только 60 кг пластика, чтобы выработать из него полимерную вату. Остальные 540 кг приходилось захоронять на полигонах, ничего не производя.

Этот объем оправдывался только за счет дотаций за каждую тонну мусора, принятую на переработку. Дотации прекратились – и заводы встали. А если бы 10% мусора утилизировали, а остальные 90% сжигали и производили тепловую энергию, завод мог бы зарабатывать.

8. Ничего не изменится, пока чиновников не перестанут назначать сверху вниз. Нам нужно сильное местное самоуправление.

AUA: Недавно в Алматы сменился аким. Как думаете, новая команда примет к сведению результаты ваших исследований?

Только если надавит общественность. Бакытжан Сагинтаев, будучи премьер-министром, лично принимал работу консультантов, которые разрабатывали программу “Модернизация 3.0”. В их числе и наша компания, мы давали оценку агломерационных процессов в мегаполисах Казахстана. На основе этой информации был принят указ президента о придании Шымкенту статуса города республиканского значения. Но в плане экологии никаких решений принято не было.

 

Мы говорили о том, что Алматы, Шымкент и Астана испытывают одни и те же проблемы. Что нужно переходить на массовый рынок электроэнергии, пересаживать людей на транспорт на альтернативных источниках энергии. Все это было проигнорировано.

 

И вот почему: говоря о массовом рынке и изменении муниципальных правил строительства, мы ставим под угрозу интересы крупных предприятий и их “карманных” чиновников.

В развитых странах ставят на массового налогоплательщика, потому что понимают: чем больше игроков в малом и среднем бизнесе, тем устойчивее экономика. А у нас лоббируются интересы узкой группы, которая держится на рынке только за счет административного ресурса.

Все это будет продолжаться до тех пор, пока чиновников не перестанут назначать сверху вниз и они не начнут чувствовать свою ответственность перед народом. Нам нужно сильное местное самоуправление.


9. Что дальше?

AUA: Когда люди узнают всю информацию о загрязнении воздуха, что им делать? Массово подать судиться с акиматом?

Я думаю, в суд легче подать на источник выбросов – ТЭЦ. Тогда задачей будет доказать, что были превышены ПДВ. И это реально: есть нормативная документация предприятий, методики расчетов, показатели альтернативных замеров. Мы можем требовать компенсации расходов в связи с потерей трудоспособности и затратами на лечение.

AUA: Можно ли использовать результаты ваших исследований?

Думаю, да. Цифры не могут считаться нарушением чьих-то интеллектуальных прав. А аналитика и выводы сделаны на основе публичных данных, первоисточники доступны любому гражданину РК. Кроме того, исследования сделаны на государственные деньги, а значит, являются достоянием общественности. И вообще, нам давно пора создать KazLeaks.

 

С полными данными исследования можно ознакомиться по ссылке

 

Автор фотографий: Баурджан Бисмильдин.

Поделитесь статьей

Подпишитесь на нашу рассылку

Вы успешно подписались!

Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.

Рекомендуемые статьи

Популярное

Данная публикация была выпущена в рамках проекта при финансовой/экспертной поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.

Партнеры проекта
© Common Sense, AUA group, 2016
Все права защищены
Пользовательское соглашение