17.10.2018 Автор: AUA Group

Новое эко-мышление в Центральной Азии

Сегодня в мире работают сотни национальных и региональных экологических проектов, работа которых направлена на охрану и защиту окружающей среды, оздоровление нации и продвижение зеленой экономики.

 Сегодня мы остановимся на работе Регионального экологического центра Центральной Азии (РЭЦЦА), который занимается решением экологических проблем в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане, и поговорим с Татьяной Шакировой, менеджером программы «Образование для устойчивого развития» РЭЦЦА.

– Что представляет собой региональный центр? Когда он был образован, какие цели были тогда поставлены?

– Региональный экологический центр Центральной Азии является независимой, неполитической, некоммерческой международной организацией, который ведет свою деятельность с 2001 года. Он был учрежден правительством 5 стран Центральной Азии, Европейским Союзом и ПРООН в соответствии с решением 4-й Общеевропейской Конференции, прошедшей в 1998 году в г. Орхусе (Дания). Головной офис РЭЦЦА находится в Алматы. Наши сотрудники занимаются привлечением в Среднюю Азию передовых знаний, лучших международных практик и технологий в области управления окружающей средой и устойчивого развития. Важная роль отводится мероприятиям по усилению роли гражданского общества за контролем состояния окружающей среды на местном, национальном и региональном уровнях.

– Какие зарубежные практики эко-образования вы считаете удачными? Какая из них прижилась бы в Казахстане?

– В первую очередь, я бы хотела выделить такой универсальный эко-ресурс, как «Зеленый Пакет» («Green Pack»). Он был разработан нашим венгерским партнером – Региональным экологическим центром REC – для формирования у подрастающего поколения ответственного и гуманного отношения к окружающему миру, активного изучения и охраны природы, защите природных богатств. На его основе мы в 2010-2013 годах разработали 3 версии «Зеленого пакета» для стран Центральной Азии. Одну из них – «Каспийские Зеленые анкеты» мы распространили 5 лет назад в 100 школах Атырауской, Мангистауской и Западно-Казахстанской областей и провели тематические тренинги для учителей.

Татьяна Шакирова
Менеджер программы «Образование для устойчивого развития»

Это мультимедийный двуязычный образовательный ресурс, рассчитанный на школьников 11-15 лет. Он направлен на изучение тем, приоритетных для Центральной Азии в целом, и Каспийского региона в частности: воды и водных ресурсов, опустынивания, биоразнообразия, гор и ледников, изменения климата, почвы, здоровья и так далее.  В 2011 году базовая версия – «Зеленый Пакет для Центральной Азии» – прошла экспертизу РГП Республиканского Научно-практического Центра «Учебник», и 4 марта 2011 года она была рекомендована МОН РК к использованию в учебном процессе.

– Программа «Образование для устойчивого развития» занимается эко-образованием детей и подростков в Центрально-Азиатском регионе?

– Не только, она охватывает более широкий круг тем – социальных, экономических, а также тему гендерного равенства, изменения климата и взаимосвязи здоровья и окружающей среды. Если говорить кратко, то мы занимаемся продвижением молодежного лидерства во всех секторах и на всех уровнях, а также переориентацией национальных систем образования и обучения, чтобы улучшить жизнь коренной и маргинальной молодежи. С тех пор, как в 2003 году заработала наша программа «Образование для устойчивого развития», она сразу же стала одним из важнейших инструментов развития Центра знаний РЭЦЦА.  

– Как вы оцениваете эффективность эко-образования в целом в нашей стране?

– Мне бы не хотелось давать оценку эффективности эко-образования в Казахстане. Скажу так – она может быть повышена совместными усилиями государственных образовательных органов, академического сообщества, неправительственных организаций и общественностью.   

– Что бы вы могли сказать о проведении классных часов по экологии в алматинских школах? Может, стоит вместо них ввести в учебную программу уроки по экологии, чтобы занятия проходили на постоянной основе, а не периодически, как сейчас?

– Я считаю, что речь должна идти не о специальном предмете «Экология», а о междисциплинарном подходе. Такой подход подразумевает экологизацию мышления, поведения и преподавания всех предметов на всех уровнях образования – дошкольном, школьном и университетском. Активную роль сегодня в пропаганде экологически дружелюбного поведения и стиля жизни играют общественные и неправительственные организации РК и стран Центральной Азии, которые работают через СМИ и проводят акции по защите и охране окружающей среды.  

– Какие у вас есть предложения к чиновникам из городского управления образования?

– Я не считаю себя вправе давать рекомендации ответственным госорганам, но имею свое экспертное мнение. Необходимо обеспечить педагогов всех предметов и специальностей школ или университетов инновационными методическими и учебными материалами и регулярно отправлять их на курсы повышения квалификации по устойчивому развитию. Кроме того, важна мотивация и поощрение школьных и вузовских педагогов, которые занимаются формированием критического мышления и креативности у обучающихся.

Я думаю, что нужно больше проводить общегородских образовательных мероприятий, Open-space пространств, пилотных проектов, эко-ивентов, больше пиарить хорошие примеры и практики.

– Чего же нам не хватает в эко-образовательном процессе в целом?

– Я думаю, что нам не хватает продвижения воспитательного и просветительского аспекта через СМИ. Все, что касается важности экологичности мышления, поведения, образования и стиля жизни вообще, необходимо продвигать через социальные ролики на ТВ и статьи в печатных СМИ и Интернет-изданиях.

В советские времена школьников приобщали к художественным произведениям, описывающим красоту природы, чтобы они берегли ее и проникались патриотизмом. Сегодня наши дети мало читают книги, отдавая предпочтение игре с гаджетами. Что можно предложить взамен художественной литературе, чтобы они учились ценить, любить и защищать родную флору и фауну?

– Важно сочетать теоретические и практические знания для детей и больше проводить занятий в городской среде вне класса. Например, в Ботаническом саду, зоопарке, музеях, чаще выбираться в горы или Национальные парки.  

Поделитесь статьей

Подпишитесь на нашу рассылку

Вы успешно подписались!

Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.

Рекомендуемые статьи

Популярное

Данная публикация была выпущена в рамках проекта при финансовой/экспертной поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание данной публикации отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда Сорос-Казахстан.

Партнеры проекта
© Common Sense, AUA group, 2016
Все права защищены
Пользовательское соглашение