Напишите свои данные и мы с вами свяжемся
С вами свяжутся в ближайшее время
Сегодня в мире работают сотни национальных и региональных экологических проектов, работа которых направлена на охрану и защиту окружающей среды, оздоровление нации и продвижение зеленой экономики.
Сегодня мы остановимся на работе Регионального экологического центра Центральной Азии (РЭЦЦА), который занимается решением экологических проблем в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане, и поговорим с Татьяной Шакировой, менеджером программы «Образование для устойчивого развития» РЭЦЦА.
– Что представляет собой региональный центр? Когда он был образован, какие цели были тогда поставлены?
– Региональный экологический центр Центральной Азии является независимой, неполитической, некоммерческой международной организацией, который ведет свою деятельность с 2001 года. Он был учрежден правительством 5 стран Центральной Азии, Европейским Союзом и ПРООН в соответствии с решением 4-й Общеевропейской Конференции, прошедшей в 1998 году в г. Орхусе (Дания). Головной офис РЭЦЦА находится в Алматы. Наши сотрудники занимаются привлечением в Среднюю Азию передовых знаний, лучших международных практик и технологий в области управления окружающей средой и устойчивого развития. Важная роль отводится мероприятиям по усилению роли гражданского общества за контролем состояния окружающей среды на местном, национальном и региональном уровнях.
– Какие зарубежные практики эко-образования вы считаете удачными? Какая из них прижилась бы в Казахстане?
– В первую очередь, я бы хотела выделить такой универсальный эко-ресурс, как «Зеленый Пакет» («Green Pack»). Он был разработан нашим венгерским партнером – Региональным экологическим центром REC – для формирования у подрастающего поколения ответственного и гуманного отношения к окружающему миру, активного изучения и охраны природы, защите природных богатств. На его основе мы в 2010-2013 годах разработали 3 версии «Зеленого пакета» для стран Центральной Азии. Одну из них – «Каспийские Зеленые анкеты» мы распространили 5 лет назад в 100 школах Атырауской, Мангистауской и Западно-Казахстанской областей и провели тематические тренинги для учителей.
– Программа «Образование для устойчивого развития» занимается эко-образованием детей и подростков в Центрально-Азиатском регионе?
– Не только, она охватывает более широкий круг тем – социальных, экономических, а также тему гендерного равенства, изменения климата и взаимосвязи здоровья и окружающей среды. Если говорить кратко, то мы занимаемся продвижением молодежного лидерства во всех секторах и на всех уровнях, а также переориентацией национальных систем образования и обучения, чтобы улучшить жизнь коренной и маргинальной молодежи. С тех пор, как в 2003 году заработала наша программа «Образование для устойчивого развития», она сразу же стала одним из важнейших инструментов развития Центра знаний РЭЦЦА.
– Как вы оцениваете эффективность эко-образования в целом в нашей стране?
– Мне бы не хотелось давать оценку эффективности эко-образования в Казахстане. Скажу так – она может быть повышена совместными усилиями государственных образовательных органов, академического сообщества, неправительственных организаций и общественностью.
– Что бы вы могли сказать о проведении классных часов по экологии в алматинских школах? Может, стоит вместо них ввести в учебную программу уроки по экологии, чтобы занятия проходили на постоянной основе, а не периодически, как сейчас?
– Я считаю, что речь должна идти не о специальном предмете «Экология», а о междисциплинарном подходе. Такой подход подразумевает экологизацию мышления, поведения и преподавания всех предметов на всех уровнях образования – дошкольном, школьном и университетском. Активную роль сегодня в пропаганде экологически дружелюбного поведения и стиля жизни играют общественные и неправительственные организации РК и стран Центральной Азии, которые работают через СМИ и проводят акции по защите и охране окружающей среды.
– Какие у вас есть предложения к чиновникам из городского управления образования?
– Я не считаю себя вправе давать рекомендации ответственным госорганам, но имею свое экспертное мнение. Необходимо обеспечить педагогов всех предметов и специальностей школ или университетов инновационными методическими и учебными материалами и регулярно отправлять их на курсы повышения квалификации по устойчивому развитию. Кроме того, важна мотивация и поощрение школьных и вузовских педагогов, которые занимаются формированием критического мышления и креативности у обучающихся.
– Чего же нам не хватает в эко-образовательном процессе в целом?
– Я думаю, что нам не хватает продвижения воспитательного и просветительского аспекта через СМИ. Все, что касается важности экологичности мышления, поведения, образования и стиля жизни вообще, необходимо продвигать через социальные ролики на ТВ и статьи в печатных СМИ и Интернет-изданиях.
– В советские времена школьников приобщали к художественным произведениям, описывающим красоту природы, чтобы они берегли ее и проникались патриотизмом. Сегодня наши дети мало читают книги, отдавая предпочтение игре с гаджетами. Что можно предложить взамен художественной литературе, чтобы они учились ценить, любить и защищать родную флору и фауну?
– Важно сочетать теоретические и практические знания для детей и больше проводить занятий в городской среде вне класса. Например, в Ботаническом саду, зоопарке, музеях, чаще выбираться в горы или Национальные парки.
Мы отправим вам интересные материалы в ближайшее время.